Юзабилити мобильных приложений: как сделать сервис удобным для пользователей
Юзабилити мобильных приложений: как сделать сервис удобным для пользователей
Понятный интерфейс делает взаимодействие с приложением лёгким и приятным. Пользователи быстрее находят нужную информацию и функции, получают позитивный опыт и возвращаются к сервису снова. С другой стороны, сложная навигация и перегруженный дизайн отталкивают клиентов и приводят к удалению приложения со смартфона. На какой стороне окажутся ваши юзеры, зависит от юзабилити. В статье разбираем, как с его помощью сделать продукт удобным.
Что такое юзабилити и почему это важно
Юзабилити — показатель удобства использования мобильного приложения. Он отражает, насколько легко клиенты могут ориентироваться в интерфейсе. Это не просто красивая оболочка продукта, а совокупность продуманных решений, которые делают сервис понятным, функциональным и приятным для взаимодействия.
От юзабилити зависят ключевые метрики бизнеса, среди них:
- Коэффициент конверсии
Отражает долю аудитории, которая совершила целевое действие. Если сервис удобный, клиенты охотнее регистрируются в приложении, оставляют заявки и оформляют покупки.
- Уровень удержания аудитории
Показывает процент пользователей, который продолжает пользоваться приложением через какое-то время после установки. Высокий коэффициент удержания клиентов способствует росту повторных продаж.
Низкое юзабилити приводит к появлению негативных отзывов, потере клиентов и снижению конверсии. Если интерфейс сложный, многие пользователи не станут тратить время на то, чтобы разобраться в запутанной структуре и навигации. По статистике Google, 67% пользователей покидают приложение, если для оформления заказа или поиска информации требуется слишком много шагов.
Что входит в юзабилити мобильного приложения
На удобство приложения влияет множество факторов — рассмотрим ключевые.
Простая структура
Структура приложения отражает расположение и наполнение экранов, а также определяет, как компоненты интерфейса взаимосвязаны между собой. Продуманная структура помогает аудитории быстро сориентироваться в сервисе и сокращает флоу (пользовательский путь) — последовательность действий, которую должен выполнить юзер для достижения цели. Например, положить деньги на проездной в сервисе GorodPay можно за несколько шагов. Нужно кликнуть на транспортную карту на главном экране и нажать кнопку «Пополнить баланс», а затем выбрать тип пополнения, сумму и способ оплаты.
Чем проще и понятнее структура, тем меньше усилий прикладывают пользователи для выполнения задач. Это делает взаимодействие с приложением комфортным и повышает уровень удовлетворённости сервисом.
Флоу в сервисе GorodPay
Удобная навигация
Навигация — важная часть структуры приложения. Это система управления, которая помогает пользователям перемещаться между экранами и находить нужные функции. Она включает следующие элементы:
- Меню
Инструмент, с помощью которого можно переключаться между разделами. Например, личным кабинетом, каталогом и корзиной.
- Вкладки
Элемент интерфейса, который помогает группировать контент по категориям и переключаться между ними внутри одного экрана. Например, в карточке товара в интернет-магазине могут быть вкладки «Описание», «Характеристики» и «Отзывы».
- Кнопки
Элементы интерфейса, которые помогают выполнять разные действия. Например, кнопка «Назад» возвращает человека на предыдущий экран, «Заказать» оформляет покупку, а «Поделиться» отправляет ссылку на товар в мессенджере.
- Поисковая строка
Функция, которая упрощает доступ к нужной информации. Она особенно важна в приложениях с большим объёмом данных и сложной структурой. Например, с её помощью пользователь может быстро найти товар в каталоге или статью в блоге.
Благодаря продуманной навигации пользователи тратят меньше времени на поиск — всё находится на виду и в привычных местах. Например, поисковая строка доступна вверху экрана, а меню — внизу.
Функциональные возможности
Функциональность — набор возможностей, который приложение предоставляет пользователям. Например, в сервисе доставки еды можно заказать продукты на дом, выбрать подходящее время доставки и отследить перемещение курьера на карте.
Функциональность определяет, насколько приложение соответствует запросам аудитории. Если функции подобраны грамотно, сервис закрывает ключевые потребности клиентов. Например, в приложении такси это вызов машины без звонка диспетчеру, выбор типа автомобиля и просмотр рейтинга водителя.
От набора функций зависит удобство приложения. Такие решения, как оплата заказа в один клик, сохранение данных о предыдущих покупках и определение геолокации, делают взаимодействие с продуктом простым и приятным. Пользователи ценят приложения, которые экономят их время и усилия.
Интуитивный дизайн
Интуитивный дизайн — подход к созданию интерфейса, который минимизирует когнитивную нагрузку на пользователя. Его цель — сделать приложения простым и понятным, чтобы человек мог быстро освоить его функциональность без дополнительных инструкций.
Интуитивный интерфейс строится на привычных сценариях взаимодействия и понятных визуальных элементах. Например, иконка лупы традиционно обозначает поиск, сердечко — раздел с понравившимися товарами, а изображение корзины — добавление продукта в заказ. Заголовки и подписи объясняют, что происходит на экране и к какому результату приведут те или иные действия. Например, текст на кнопке подсказывает, что случится, если человек по ней кликнет.
Важную роль играет и цветовая схема. Зелёные кнопки часто ассоциируются с подтверждением или согласием, а красные — с отказом или отменой. Знакомые цветовые коды облегчают восприятие интерфейса. Чем меньше человек задумывается о том, что нужно сделать, тем больше шансов, что он останется в приложении.
Пример интуитивного дизайна — цветочный маркетплейс Flawery. На главной странице пользователю предлагается выбор из нескольких категорий: популярные варианты, розы, кустовые розы, гипсофилы, композиции и товары до 3000 рублей. Иконки помогают мгновенно понять, какие цветы находятся в каждой подборке.
Интуитивный дизайн приложения Flawery
Микровзаимодействия
Микровзаимодействия — реакции интерфейса на действия пользователей. Это может быть визуальная подсказка при наведении курсора на иконку, изменение цвета кнопки при нажатии или звуковой сигнал, который сопровождает отправку сообщения.
Микровзаимодействия выполняют три основные функции:
- Обратная связь
Если приложение не реагирует на действия пользователя, у него возникает ощущение, что что-то пошло не так. Микровзаимодействия дают сигнал, что система получила команду. Например, если юзер кликает на кнопку «Оплатить» и видит анимацию загрузки, он понимает, что система обрабатывает платёж.
Микровзаимодействия подтверждают успешные операции и предупреждают об ошибках. Например, если пароль введён верно, рядом с полем появляется зелёная галочка. А если пользователь допустил ошибку, форма подсвечивается красным.
- Триггеры
Микровзаимодействия побуждают юзеров выполнять разные шаги. Например, мигающий колокольчик привлекает внимание, сообщает о наличии непрочитанного уведомления и мотивирует пользователя его прочитать.
- Подсказки
При первом посещении сервиса пользователь может не знать о всех функциях продукта. Микровзаимодействия помогают ориентироваться в интерфейсе и знакомят с доступной функциональностью. Например, когда юзер впервые открывает приложение, рядом с некоторыми кнопками и иконками появляются сообщения, которые описывают их возможности.
Микровзаимодействия делают интерфейс интуитивным, живым и отзывчивым. Они создают ощущение заботы о клиентах и улучшают пользовательский опыт (UX).
Микровзаимодействия в приложении «Спортмастер»
Обратная связь
Обратная связь пользователей помогает понять потребности аудитории. Когда юзеры делятся своими пожеланиями, команда разработки получает реальные данные о том, что важно для клиентов, дорабатывает сервис с учётом их комментариев и улучшает юзабилити.
Также отзывы позволяют разработчикам оперативно реагировать на проблемы. Например, если клиенты сообщают о сбое в оплате, команда может быстро устранить ошибку.
Чтобы получать обратную связь пользователей, можно добавить в приложение кнопку «Написать нам», «Оставить отзыв» или «Сообщить об ошибке».
Методы, которые помогают улучшить юзабилити приложений
Сделать приложение удобнее позволяют регулярные тестирования, анализ поведения пользователей и внимание к их потребностям.
Тестирование юзабилити
Тестирование юзабилити проводится на разных стадиях разработки. Например, на этапе прототипирования оно помогает обнаружить проблемы в структуре сервиса и исправить ошибки до того, как программисты приступят к написанию кода.
На этапе разработки проводят A/B-тесты — сравнивают эффективность нескольких вариантов оформления одного и того же элемента интерфейса. Например, тестирование разных версий кнопки оплаты показывает, какой дизайн приводит к большему числу завершённых заказов.
Со временем в приложении могут появляться новые функции. Тестирование позволяет убедиться, что сервис остаётся удобным и понятным после расширения функциональности.
Аналитика карты кликов
Карта кликов показывает, какие функции юзеры используют, а какие — игнорируют. Данные визуализируются в виде цветовой схемы. Самые нажимаемые элементы подсвечиваются тёплыми цветами, например, красным или оранжевым, а менее популярные — холодными, такими как синий или зелёный.
Инструмент помогает анализировать, как аудитория взаимодействует с мобильным приложением, и выявлять проблемные области. Эта информация позволяет оптимизировать флоу и повышать конверсию. Например, если юзеры редко нажимают на какие-то элементы интерфейса (UI), это может указывать на их неудобное расположение или неудачный дизайн. Предположим, что кнопка «Оформить заказ» собирает мало кликов. Чтобы исправить ситуацию, можно переместить элемент на более видное место или сделать ярче.
Онбординг
Первые минуты взаимодействия с приложением формируют впечатление, которое может повлиять на дальнейшее использование сервиса. Чтобы пользователи не запутались, важно уделить внимание онбордингу — пошаговому знакомству с функциями и интерфейсом.
Например, в приложении для записи на услуги можно разместить короткую инструкцию, которая покажет, как найти ближайший салон, выбрать мастера и забронировать время. Чем проще и понятнее будет первый опыт использования продукта, тем больше шансов, что юзер станет активным пользователем приложения.
Онбординг в приложении Headspace
Персонализация интерфейса
В приложения встраивают системы на базе искусственного интеллекта. Они автоматически анализируют поведение аудитории и адаптируют интерфейс под предпочтения каждого юзера. Например, выносят часто используемые функции на главный экран, чтобы сократить флоу.
Система рекомендаций подстраивается под предпочтения клиентов, учитывает демографические данные и интересы, чтобы показывать товары и услуги, которые могут их заинтересовать. Например, мобильные банки предлагают пользователям кредитные продукты с учётом их доходов, ежемесячных трат и финансовых целей. Всё это помогает улучшить юзабилити и пользовательский опыт.
Топ-10 ошибок, которые ухудшают юзабилити приложений
Рассмотрим распространённые причины низкого юзабилити и способы их устранить.
Запутанная структура и навигация
Когда клиент не может быстро найти нужный раздел или функцию, это негативно влияет на пользовательский опыт. Например, если в мобильном банке кнопка «Платежи и переводы» расположена не на главном экране, а спрятана в нескольких подменю, это вызывает раздражение и снижает уровень удовлетворённости приложением.
Как избежать: расположить ключевые функции на видном месте, например, на главной странице или закреплённом меню. Это сделает интерфейс интуитивно понятным и поможет быстро найти нужную опцию.
Избыточные действия
Если пользователям приходится выполнять много шагов, чтобы завершить задачу, это снижает юзабилити сервиса. Например, клиенты могут быть недовольны, что им приходится заполнять личные данные во время регистрации и вводить их повторно для оформления покупки. Эту информацию можно подтянуть из профиля.
Как избежать: оптимизировать флоу. Например, добавить авторизацию через социальные сети и автозаполнение форм, сохранять часто используемые данные и интегрировать функцию покупки в один клик.
В приложении «МКБ Инвест» есть опция отсканировать паспорт, чтобы не заполнять данные вручную
Плохая адаптация под разные устройства
Внешний вид приложения на разных гаджетах может отличаться. Например, на одном смартфоне сервис выглядит идеально, а на другом текст в интерфейсе плохо читается, а контент вылезает за границы экрана.
Как избежать: убедиться, что продукт адаптирован под разные размеры экранов и операционные системы. Для этого его нужно протестировать на устройствах с разными характеристиками.
Нехватка подсказок
Если у сервиса сложная структура, обновился дизайн или появились дополнительные фичи, пользователю может быть трудно разобраться в интерфейсе без подсказок. Например, если вкладку «Избранное» перенесли из нижнего меню в личный кабинет, аудитория может потерять этот раздел.
Как избежать: добавить всплывающие подсказки, звуковые эффекты или другие микровзаимодействия. Они помогут пользователям освоиться в приложении.
Сложности при первом взаимодействии с приложением
Если при первом запуске интерфейс кажется юзеру слишком сложным, а навигация — запутанной, он быстро теряет интерес. Представим пользователя, который скачивает инвестиционное приложение, чтобы купить свои первые акции. Его встречает перегруженный экран: непонятные графики, котировки в реальном времени, объёмы торгов, новости рынка и экономический календарь. Для новичка это выглядит пугающе. Он не понимает, как сделать первый шаг и приобрести ценные бумаги, и удаляет приложение.
Как избежать: упростить знакомство с приложением с помощью онбординга и добавить краткую инструкцию, как пользоваться основными фичами сервиса. При этом важно предусмотреть возможность пропустить обучение или пройти заново.
Неподходящая цветовая палитра и плохо читаемые шрифты
Цветовая палитра и шрифты играют важную роль в восприятии интерфейса. Яркие цвета, такие как ярко-красный или неоново-зеленый, могут создавать визуальный дискомфорт, вызывать напряжение глаз и снижать читабельность текста. Неконтрастные оттенки, мелкий текст и декоративные шрифты могут затруднить восприятие информации. Например, белые надписи на светло-сером фоне плохо читаются.
Как избежать: подобрать комфортную для восприятия цветовую палитру, которая соответствует фирменному стилю бренда. Использовать простые шрифты, внимательно настраивать размер текста и проверять читабельность надписей на разных типах экранов.
Из-за светло-розового оттенка кнопки в приложении кажутся неактивными
Сложные формы и неудобное переключение между типами ввода
Пользователи сталкиваются с формами, например, во время регистрации или оформления заказа. Если в них много полей, это может напугать. Особенно, когда для заполнения нужно постоянно переключаться между типами ввода. Например, сначала написать имя на русском языке, потом напечатать электронную почту на английском, а затем набрать пароль цифрами.
Как избежать: запрашивать минимум необходимой информации о клиентах и настроить автоматическое переключение режима ввода. Если пользователю нужно указать номер телефона, должна появиться цифровая клавиатура, а если написать email — текстовая.
В приложении сети пекарен «Цех» режим ввода переключается автоматически
Отсутствие адаптации к жестам
Пользователи привыкли скроллить страницы, свайпать уведомления и масштабировать картинки с помощью двух пальцев. Если приложение не поддерживает управление жестами, взаимодействие с интерфейсом становится менее интуитивным и удобным.
Как избежать: учитывать современные паттерны поведения пользователей и интегрировать в сервис поддержку жестов. Например, добавить свайпы для переходов между экранами и смахивания для закрытия всплывающих окон.
Загромождённый интерфейс
Если на экране много надписей, иконок и кнопок, пользователю трудно ориентироваться в интерфейсе и находить нужные функции. Например, в приложении для бронирования отелей на главной странице могут одновременно отображаться баннеры с акциями, фильтры поиска, популярные направления, рекомендации, отзывы и кнопка чата с поддержкой. Это вызывает перегрузку информацией, из-за которой сложно понять, куда нажимать.
Как избежать: следить за балансом между функциональностью и визуальной простотой. Использовать минималистичный дизайн, выстраивать иерархию элементов и делать акцент на ключевых функциях. Упростить интерфейс поможет деление контента на категории и использование скрытых меню или выпадающих списков.
Отсутствие системы уведомлений
Если в приложении нет системы уведомлений, пользователи могут пропустить важную информацию. Например, о старте распродажи, изменении статуса доставки или новых функциях сервиса. Также отсутствие напоминаний приводит к тому, что клиенты забывают завершить начатое действие, например, оплатить покупку или подтвердить бронирование.
Как избежать: внедрить систему уведомлений, которая будет информировать пользователя о ключевых событиях. При этом важно предоставить юзерам возможность выбирать, какие напоминания они хотят получать. Например, о новых предложениях, изменениях в заказах или обновлениях приложения.
Как провести юзабилити-тестирование мобильного приложения
Юзабилити-тестирование помогает оценить, насколько удобно юзерам взаимодействовать с приложением. Оно проводится при участии пользователей и включает несколько шагов:
1. Постановка цели. Команда тестирования обозначает, что необходимо проверить: флоу, дизайн или отзывчивость интерфейса. Например, можно протестировать, как быстро клиенты справляются с оформлением заказа.
2. Формирование сценария. QA-инженеры намечают план исследования и определяют задачи, которые пользователи будут решать во время тестирования. Например, зарегистрироваться в приложении через соцсети, найти и добавить товар в корзину, оплатить заказ и изменить адрес доставки.
3. Выбор респондентов. К участию в тестировании приглашают представителей целевой аудитории.
4. Тестирование. Исследования проводят под наблюдением модератора и без него. В первом случае специалист направляет пользователей, задаёт им вопросы и наблюдает за их взаимодействием с приложением. Во втором — респонденты самостоятельно выполняют задания и фиксируют свои впечатления от сервиса. Например, записывают, сколько времени им потребовалось на решение задачи и с какими трудностями они столкнулись в процессе.
5. Анализ результатов. Аналитики составляют список выявленных проблем и делят их по уровню важности, чтобы расставить приоритеты в работе над улучшениями.
6. Внесение изменений и повторное исследование. Приложение дорабатывают с учётом обратной связи пользователей. Затем его тестируют повторно, чтобы убедиться, что проблемы решены, а изменения не вызвали новые трудности.
Заключение
Чтобы создать удобный цифровой продукт, учитывайте потребности аудитории, тестируйте интерфейс на разных этапах разработки и регулярно собирайте обратную связь. Вложения в юзабилити приложения оправдывают себя: продуманная навигация, понятная структура и интуитивный дизайн помогают удерживать пользователей и превращать их в постоянных клиентов.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь