Что нужно знать бизнесу о разработке UX/UI-дизайна
Что нужно знать бизнесу о разработке UX/UI-дизайна
От удобства и простоты цифрового продукта зависит, захочет ли человек воспользоваться им снова. Приложение с запутанными сценариями и перегруженным визуалом вряд ли сможет удержать аудиторию. Скорее всего, пользователи удалят его раньше, чем доберутся до целевого действия.
Сделать взаимодействие с сайтами и приложениями комфортным помогает вдумчивый UX/UI-дизайн. В статье разбираемся, что это такое и как помогает бизнесу.
Основы и суть UX/UI-дизайна
UX/UI-дизайн — это проектирование и создание удобного и нативного понятного интерфейса, который упрощает взаимодействие пользователя с цифровым продуктом.
UX-дизайн (User Experience — «пользовательский опыт») отвечает за то, как интерфейс работает. Он фокусируется на общем опыте юзера и предполагает изучение его потребностей для последующего проектирование структуры и логики сценариев.
UI-дизайн (User Interface — «пользовательский интерфейс») отвечает за то, как интерфейс выглядит. Он касается визуальной части и включает выбор цветовой палитры, шрифтов, иконок и других элементов.
Различие между UI и UX
Хотя UX- и UI-направления тесно связаны, они отвечают за разные аспекты цифрового продукта. Разберём на примерах их ключевые отличия.
В ходе UX-дизайна продумывают:
Навигацию. UX-дизайнер разрабатывает структуру приложения. Например, чтобы пользователь мог легко добраться с главного экрана приложения интернет-магазина до оформления и оплаты заказа.
Сценарии использования. UX-дизайнер продумывает, как удобнее и быстрее попасть в каталог, найти нужный товар и добавить его в корзину. Если процесс логичный и интуитивно понятный, вероятность, что пользователь совершит целевое действие, выше.
В ходе UI -дизайна продумывают:
Визуальный стиль. UI-дизайнер работает над внешним видом приложения: выбирает цвета, шрифты и иконки. Разрабатывает общую дизайн-концепцию.
Согласованность элементов. UI-дизайнер добивается баланса между информативностью, структурированностью и понятностью. Например, при создании карточек товаров он следит за тем, чтобы пользователь мог легко получить нужную информацию, при этом у него не возникало ощущения хаоса. Для этого он может ограничивать количество шрифтов и цветов, строить иерархию компонентов.
Простыми словами, UX отвечает за функциональность продукта, а UI — за его визуальную составляющую.
Как совместить UI и UX для создания лучшего интерфейса
Сочетание U- и UI-определяет опыт юзера при использовании сервиса. Чтобы он был положительным, необходимо учесть несколько аспектов.
Особенности аудитории. Работа начинается с анализа ЦА и изучения её потребностей. Важно провести опросы, интервью и другие исследования, чтобы понять, что именно нужно юзерам. Это помогает проработать сценарии и схемы взаимодействия, заложить основу для проектирования будущего продукта.
Прототипирование. Для визуализации данных и дальнейшей работы создают варфреймы. Это помогает сосредоточиться на навигации и продумывании логики, а также оперативно корректировать «проблемные» места.
Обратная связь. Необходимо проводить тестирование с реальными пользователями, чтобы получить их комментарии по удобству и визуальному восприятию. А затем на основе полученных данных улучшать UX и UI.
Принципы и компоненты UX/UI-дизайна
Есть несколько ключевых принципов, которых важно придерживаться при проработке UI/UX-дизайна.
Простота и понятность. Интерфейс должен быть интуитивно понятным, а любая потребность пользователя должна удовлетворяться за минимально количество шагов. В идеале — юзер вообще не должен задумываться, как выполнить ту или иную задачу.
Отсутствие визуального шума. В интерфейсе есть более важные элементы — их называют «символы», и менее важные — их называют «шум». Основное внимание пользователя должно быть сосредоточено вокруг сигналов, поскольку именно они помогают добраться до совершения целевого действия. Уровень шума стоит снижать всегда, когда это возможно.
Важность пользовательских привычек. У пользователей успели сформироваться определённые паттерны взаимодействия с цифровыми сервисами. Например, красные кнопки обычно подсказывают отрицательное действие: удалить, заблокировать, сбросить. Зелёные — положительное: сохранить, ответить, добавить. Необходимо учитывать эти привычки, а не пытаться адаптировать юзера под новые каноны.
Иерархия. Визуальные элементы следует располагать в соответствии с приоритетом. Самые важные делать наиболее заметными, и наоборот.
Наличие «воздуха». Необходимо сохранять свободное пространство между элементами, чтобы контент легко воспринимался, а не превращался в сплошное полотно.
Консистентность. Все визуальные элементы и вся функциональность должны придерживаться быть выполнены в едином стиле.
Легкость перемещения. Пользователь должен свободно ориентироваться в интерфейсе. А переход из одного раздела в другой должен осуществляться не больше чем за три клика.
Вдумчивый копирайтинг. В дизайне интерфейса важны не только визуальные элементы, но и смыслы. Все тексты следует продумывать с учётом ключевой цели пользователя. Кроме того, они должны быть краткими и ёмкими.
Разработка UX/UI дизайна: процесс и этапы
Создание UX/UI дизайна включает два основные этапа — сбор информации и проектирование. Остановимся на них более подробно.
Сбор информации и аналитика
Это критически важный этап, который помогают понять пользователей и их потребности. Вот основные методы и инструменты, которые обычно применяют дизайнеры:
Исследование пользователей. Применяют как количественные, так и качественные методы. Из количественных можно выделить анкеты и опросы — они позволяют собрать данные о предпочтениях, потребностях и проблемах пользователей. Из качественных — глубинных интервью для более глубокого понимания мотивации и опыта.
Анализ поведения. Дизайнеры опираются на инструменты аналитики вроде Google Analytics для отслеживания пользовательских действий, времени на сайте, переходов и конверсий. Hotjar или Crazy Egg — для записи сессий, чтобы увидеть, как юзеры взаимодействуют с интерфейсом.
Изучение конкурентов. Дизайнеры анализируют решения, применяемых конкурентами, чтобы выявить их сильные и слабые стороны. Оценивают функциональность и пользовательский опыт в аналогичных продуктах.
Проектирование
Следующий шаг — проектирование архитектуры цифрового продукта. Дизайнеры определяют ключевые разделы сервисы, способы перемещения между ними, а также контент, который будут содержать экраны. Для лучшей визуализации обычно создают user-flow — схему пользовательских путей.
Далее переходят к созданию вайрфреймов — черно-белых эскизов экранов, отображающих логику и размещение визуальных элементов. Этот шаг позволяет выявить несоответствия в функциональности на ранних стадиях и ускоряют отрисовку макетов. После дизайнерам останется лишь определить цветовую палитру, шрифты и иконки и выстроить визуальную иерархию.
Заключительный шаг — тестирование и обратная связь. Дизайнеры отслеживают метрики и наблюдают, как пользователи решают с задачи помощью продукта. Это помогает выявлять и устранять проблемы в дизайне.
UI/UX-дизайн мобильных приложений
Поговорим о специфике UI/UX-дизайна мобильных приложений.
Особенности дизайна для iOS и Android: принципы и стандарты
В последнее время iOS и Android стремятся к единству в оформлении интерфейсов, однако существуют некоторые отличия.
Чувствительность к платформе. iOS предполагает строгое следование правилам дизайна от Apple (Human Interface Guidelines), делает акцент на простоту и минимализм. Android даёт более гибкие рекомендации (Material Design).
Навигация. iOS использует жесты и кнопки навигации, часто с возвращением к предыдущему экрану через кнопку «Назад». Android поддерживает меню «Гамбургер» и кнопки навигации внизу экрана.
Визуальные элементы. У iOS они плоские, лаконичные с плавными анимациями и акцентом на пространство. Используются строгие шрифты и иконки. У Android яркие цвета, тени и анимации. Более разнообразные шрифты и иконки, которые могут варьироваться по стилю.
Размеры и разрешения. У iOS ограниченное количество устройств с фиксированными размерами экранов, что упрощает адаптацию дизайна. У Android множество устройств с различными размерами экранов и разрешениями, что требует более тщательной работы с адаптивностью.
Примеры и кейсы: Memphis Wallet и Flawery
Memphis Wallet для Polkadot. У Polkadot есть веб-интерфейс, но пользоваться им с мобильных устройств неудобно. Мы решили собственными силами сделать такой же кошелёк, как в вебе, только удобнее и для мобильных устройств. Для этого глубоко погрузились в специфику Polkadot и провели исследование. Начали с изучения функций веб-интерфейса, затем переключились на анализ потенциальных конкурентов, а дополнительно собрали обратную связь пользователей. Это помогло понять, как одни и те же возможности реализованы в разных проектах, а также выделить наиболее удачные варианты.
Взяли курс на удобство и определили базовый набор функций: проверка баланса, отслеживание истории операций, перевод токенов. Продумали дизайн-концепцию — постарались обезличить интерфейс и вывести на передний план токены. Создали приложение с уникальным вайбом, но при этом учитывающее привычные паттерны и технические ограничения.
Реализация нашей дизайн-концепции
Flawery. Наш клиент — цветочный маркетплейс. Пару лет назад он запустил мобильное приложение. Оно давно не обновлялось, и в нём отсутствовала функциональность, реализованная в веб-версии. Требовалось разработать новое приложение. Мы проработали ключевые сценарии использования и позаботились о комфорте юзеров — сделали так, чтобы им приходилось совершить как можно меньше действий и быстрее получить результат.
Главный принцип проекта — качественная аналитическая работа. Чтобы разобраться во всех нюансах нишевого рынка доставки цветов, мы провели исследование. На его основе проработали ключевые сценарии и концепцию приложения. Из интересного — главный экран превратился в разводящую страницу, которая адаптируется под запрос юзера.
Дизайн включает три точки входа под разные запросы пользователей
UI/UX-дизайн сайтов
Разберём специфические характеристики UI/UX-дизайна сайтов.
Особенности дизайна сайтов
Принципы UI/UX-дизайна сайтов и приложений схожи, но также имеют несколько принципиальных отличий.
Контекст использования. Сайты обычно используются на больших экранах (ПК и ноутбуки) и предназначены для более продолжительного просмотра. Пользователи часто ищут информацию или выполняют более сложные задачи. С приложениями работают на мобильных устройствах и в контексте быстрого взаимодействия. Пользователи обращаются к ним в любое время и в любом месте.
Навигация. Сайты имеют более сложную навигацию с множеством уровней и страниц. Используют меню, подменю и ссылки для доступа к контенту. По сравнению с ними приложения предлагают более простую навигации, часто с использованием табов или жестов.
Интерактивность. Сайты содержат более статичный контент, но часто используют анимацию и динамические элементы для улучшения взаимодействия. Приложения ориентированы на более высокий уровень интерактивности.
Адаптивность. Сайты должны быть адаптивными для различных размеров экранов, но часто акцентируется на десктопной версии. Приложения оптимизируют для различных мобильных устройств и платформ, учитывают особенности взаимодействия на каждом из них.
Уведомления и взаимодействие. Как правило, сайты не имеют возможности отправлять уведомления, за исключением веб-уведомлений, которые нужно настраивать дополнительно. Приложения умеют отправлять пуш-уведомления — это укрепляет связь с пользователями и вовлекать их во взаимодействие.
Примеры и кейсы: спроектировали и разработали сайт для «Банка «Санкт-Петербург»
Перед нами стояла задача меньше чем за год спроектировать и разработать новую версию сайта. А параллельно проработать пользовательский опыт и конверсии в заявку на сайте банка. Мы начали с исследования. Изучили артефакты, которые предоставил клиент, и сопоставили их с бизнес-целями. Далее перешли к проектированию на основе полученных данных.
Так теперь выглядит сайт банка
Тренды в UX/UI-дизайне
Напоследок перечислим актуальные тренды UI/UX-дизайна, которые следует не выпускать из внимания при создании цифрового продукта.
Минимализм. Сохраняется тенденция к упрощению интерфейсов и использованию только необходимых элементов. Это помогает пользователям сосредоточиться на содержании и избежать перегрузки информацией.
Тёмные темы. Они становятся всё более популярными, так как обеспечивают комфортное чтение в условиях низкой освещенности и экономят заряд батареи на мобильных устройствах.
Микроанимации. Они делают страницы сайта или экраны приложения более «живыми» и интерактивными. И помогают пользователям понять, что произошло после их действий (например, кнопка, которая меняет цвет при наведении курсора).
Голосовой интерфейс. С развитием голосовых помощников вроде Siri и Google Assistant в интерфейсы всё чаще интегрируют голосовые команды для управления.
Универсальность. Приложения и сайты становятся более адаптивными и отзывчивыми. Дизайнеры стремятся обеспечить отличный пользовательский опыт на любых устройствах: от мобильных девайсов до настольных ПК.
Акцент на типографии. Дизайнеры стремятся сделать продукт более выразительным за счёт шрифтов. Кроме того, такой приём позволяет подсвечивать важную информацию и расставлять смысловые акценты.
Дополненная и виртуальная реальность. AR- и VR-технологии начинают активно использоваться для создания уникального пользовательского опыта, особенно в сферах e-commerce.
Перечисленные тренды помогают создавать интуитивно понятные и функциональные продукты. Учитывая их в работе, дизайнеры могут улучшать пользовательский опыт и адаптироваться к переменчивым потребностям аудитории.
Заключение
UX/UI-дизайнеры следят не только за красотой интерфейса, но и за тем, чтобы пользователи корректно считывали его элементы во всех состояниях экрана. Такой подход помогает бизнесу точнее доносить смыслы и доводить юзера до совершения целевого действия, например, оформления заказа или оплаты подписки. У вас есть задача по продумыванию и проектированию интерфейса? Оставьте заявку — мы свяжемся с вами и поможем найти оптимальное решение.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь