Как геймификация приложения превращает пользователей в лояльных клиентов
Геймификация приложения помогает привлекать и удерживать пользователей. Игровые элементы, такие как уровни, достижения и бонусы, делают взаимодействие с сервисом более увлекательным. Они способны выделить его среди конкурентов, повысить вовлечённость аудитории и укрепить её лояльность. В этой статье разберём, как геймификация влияет на поведение юзеров и позволяет компаниям достигать бизнес-целей.
Что такое геймификация мобильных приложений
Геймификация (игрофикация) — интеграция игровых элементов в мобильное приложение. Игровые механики делают сервис более интерактивным и превращают рутинные действия, например, заполнение анкеты или оформление заказа, в захватывающий процесс. Рассмотрим популярные виды геймификации:
- Уровни
За выполнение действий, такие как покупка, заполнение профиля или участие в опросе, пользователю начисляют очки. Когда он набирает определённое количество баллов, то переходит на новый уровень и получает за это подарок. Например, доступ к эксклюзивным функциям сервиса.
- Прогресс-бары
Визуальный индикатор показывает, насколько близок пользователь к завершению задачи. Например, при регистрации он помогает видеть, сколько шагов осталось до конца, что стимулирует завершить процесс.
- Ежедневные задания
Юзер выполняет простые задачи и получает за это бонусы. Например, за посещение приложения три дня подряд — скидку на товары из новой коллекции. Такие задания формируют привычку регулярно возвращаться в сервис.
- Ачивки
За достижение целей в приложении вручаются виртуальные награды. Например, значок «Новичок» за первый заказ или медаль «Отличник» за прохождение всех этапов обучения.
- Рейтинги
Участие в соревнованиях с другими пользователями и шанс попасть в таблицу лидеров вызывают азарт и подогревают дух соперничества. Например, юзеры могут поучаствовать в челлендже, кто сделает больше покупок за неделю.
Встречаются и другие элементы геймификации, такие как тесты, викторины и мини-игры.
Виды игровых механик
Из чего состоит стратегия геймификации
Чтобы игровые элементы вовлекали пользователей в сервис, важно разработать чёткую стратегию геймификации. Рассмотрим её ключевые элементы.
Вызовы для пользователей
Чтобы удерживать юзеров в приложении, можно бросать им вызовы — приглашать поучаствовать в челленджах или выполнять ежедневные задания. Например, выучить 25 новых слов за день или решить тест без ошибок в сервисе для изучения языков.
Задачи должны быть интересными, но при этом выполнимыми. Слишком простые задания могут быстро наскучить, а чрезмерно трудные — отпугнуть или вызвать разочарование. Можно разбить их на уровни сложности, чтобы пользователи чувствовали свой прогресс.
Награды и достижения
Награды в приложении могут быть как реальными, так и виртуальными. Например, к первым относятся гайды, чек-листы и мерч, ко вторым — значки, стикеры и игровые предметы. Чтобы система поощрений работала эффективно, важно сделать её прозрачной и разнообразной. Пользователи должны чётко понимать, за какие достижения они получают бонусы и как ими воспользоваться. Кроме того, нужно награждать их как за большие, так и маленькие усилия, чтобы поддерживать интерес и мотивацию.
Например, за регулярное использование приложения начислять баллы, которые можно обменять на скидки или другие бонусы. А за выполнение более сложных задач выдавать особые значки или игровые предметы, которые становятся частью виртуальной коллекции и вызывают гордость.
Награды стимулируют пользователей выполнять задания, участвовать в челленджах и совершать целевые действия. Например, промокод в подарок за регистрацию мотивирует пользователя создать аккаунт, а полученный купон на скидку вызывает желание сделать выгодную покупку.
Социальные компоненты
Социальные механики усиливают эффект геймификации и мотивируют пользователей активно взаимодействовать с другими юзерами. Например, таблицы лидеров позволяют видеть свои достижения в сравнении с другими участниками. Они создают здоровую конкуренцию и побуждают стремиться к лучшим результатам. А совместные челленджи предоставляют возможность выполнять задания вместе с друзьями и укрепляют чувство принадлежности к сообществу.
Свобода выбора
При разработке стратегии геймификации важно учитывать разнообразие интересов и способов мотивации пользователей. Чтобы удовлетворить предпочтения разных представителей аудитории, нужно предоставить им возможность выбирать, в каких челленджах участвовать и какие награды зарабатывать.
Например, в фитнес-приложении можно предложить несколько типов заданий: пробежать определённую дистанцию, сжечь заданное количество калорий или освоить новую тренировку. Пользователь самостоятельно решит, какой из вариантов интересен или актуален для него. За достижение цели можно предложить несколько призов на выбор. Это может быть скидка на абонемент или консультация тренера.
Такая гибкость помогает адаптировать геймификацию под индивидуальные предпочтения юзеров и сделать игровые механики более привлекательными для разных сегментов аудитории.
Компоненты эффективной геймификации
Плюсы и минусы геймификации приложений
Рассмотрим, какие выгоды геймификация приносит бизнесу и какие проблемы может создать.
Плюсы
Игровые механики помогают брендам улучшать ключевые метрики и способствуют достижению следующих бизнес-целей:
- Рост конверсии
Игровые элементы побуждают пользователей совершать целевые действия. Например, юзеры охотнее заводят аккаунты в приложениях, если за это им предлагают бонусы. По статистике Snipp, с помощью геймификации 30% компаний увеличили количество регистраций в своих сервисах на 50%.
- Увеличение лояльности
Когда люди видят, что их усилия вознаграждаются, это формирует эмоциональную привязанность к компании и мобильному приложению. По данным Insivia, геймификация может повысить пожизненную ценность клиента (LTV — Lifetime Value) на 15-40%. LTV — это показатель, который оценивает, сколько прибыли компания может заработать за весь период взаимодействия пользователя с брендом.
- Расширение аудитории
Рейтинги мотивируют юзеров делиться своими достижениями в социальных сетях, а совместные челленджи — приглашать в приложение друзей. Это способствует распространению информации о продукте и помогает привлечь новых пользователей. Исследование Snipp подтверждает, что игровые механики увеличивают узнаваемость бренда на 15%.
Минусы
Геймификация может вызвать ряд проблем для бизнеса, поэтому при внедрении технологии важно учитывать следующие риски:
- Смещение фокуса
Если пользователи увлечены игровыми механиками, они могут начать воспринимать приложение как развлечение, а не как полезный инструмент. Например, если в сервисе для управления финансами пользователи слишком увлекаются выполнением заданий и получением наград, они могут забывать про ключевую функцию продукта — контроль над доходами и расходами.
- Высокая стоимость
Внедрение геймификации требует значительных временных и финансовых затрат на разработку и тестирование игровых элементов. Чтобы поддерживать интерес аудитории, игровые механики нужно обновлять — организовывать новые челленджи и турниры.
Как геймификация влияет на поведение пользователей
Геймификация тесно связана с психологией, поскольку воздействует на фундаментальные потребности людей, такие как стремление к достижениям и желание получить признание общества. За счёт этого игровые механики могут влиять на поведение пользователей.
Регулярные челленджи и вознаграждения способствуют формированию новых привычек. Например, каждый день заходить в приложение и выполнять задания. А социальные элементы стимулируют возвращаться в сервис, чтобы поддерживать заработанный статус. Всё это помогает удерживать пользователей и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами.
Также геймификация стимулирует юзеров достигать новых целей. Чтобы пройти на следующий уровень или заработать дополнительную награду, клиенты проводят больше времени в приложении и активно взаимодействуют с его функциями. Исследование Mordor Intelligence показало, что игровые механики способны увеличить вовлечённость клиентов в коммуникацию с брендом на 30%.
Как игровые механики влияют на поведение пользователей
Как правильно внедрить геймификацию в мобильное приложение
Чтобы игровые механики приносили бизнесу пользу, важно правильно интегрировать их в приложение. Этот процесс можно условно разделить на четыре этапа.
- Определение целей и задач
Перед тем как внедрять геймификацию, необходимо понять, зачем это нужно. Например, если задача — увеличить количество пользователей приложения, важно выбрать игровые механики, которые будут мотивировать аудиторию приглашать в сервис родных и друзей.
- Разработка игровых элементов
При выборе игровых механик важно учитывать интересы целевой аудитории, особенности приложения и актуальные тренды. Это помогает внедрять современные и популярные у аудитории механики, которые органично дополняют функциональность сервиса.
- Тестирование и оптимизация
Прежде чем запустить геймификацию на широкую аудиторию, важно убедиться, что всё работает, как и было задумано. Тестирование поможет выявить потенциальные проблемы и оптимизировать игровые механики перед релизом.
- Мониторинг и анализ
После внедрения игровых элементов важно проводить мониторинг их эффективности. Регулярный анализ поведения пользователей и ключевых метрик позволяет оценить, насколько успешной оказалась стратегия геймификации, и своевременно скорректировать её под меняющиеся потребности аудитории и бизнес-цели.
Пошаговый план внедрения игровых механик в приложение
Сферы применения геймификации
Геймификация — универсальный инструмент, который применяют в разных бизнес-нишах.
- Образование
Виртуальные награды за выполнение заданий и успешное завершение курсов вызывают желание у юзеров совершенствовать знания с помощью приложения, а индикаторы прогресса помогают отслеживать динамику обучения.
- Здоровье и фитнес
Челленджи, таблицы лидеров и ачивки, например, за выполненную тренировку или норму шагов в день, мотивируют пользователей заниматься спортом. Это повышает интерес к занятиям и стимулирует регулярно взаимодействовать с сервисом.
- Электронная коммерция
Пользователи получают награды за повторные покупки, участие в акциях и написание отзывов. Это помогает бренду удерживать клиентов и способствует росту продаж.
- Социальные сети
Юзеры зарабатывают ачивки за публикации, комментарии и репосты. Это побуждает их активнее взаимодействовать с контентом.
- Корпоративные приложения
Награды за выполнение задач и участие в тренингах стимулируют сотрудников работать эффективнее и проходить обучения. Таблицы лидеров способствуют здоровой конкуренции и созданию продуктивной рабочей атмосферы
Ошибки внедрения геймификации в приложение
Недочёты в разработке игровых механик могут привести к оттоку пользователей, снижению конверсии и лояльности. Рассмотрим распространённые ошибки, которых важно избегать.
Сложные игровые механики
Сложные механизмы геймификации могут запутать пользователей и отбить желание использовать сервис. Если человеку нужно потратить много сил и времени, чтобы разобраться, как выполнить задание, он быстро потеряет интерес и покинет приложение. Игровая механика должна быть простой, чтобы юзер мог сразу понять, что нужно делать.
Перегрузка игровыми элементами
Большое количество заданий, уровней, прогресс-баров и других элементов геймификации может перегружать интерфейс. Это затрудняет поиск нужных функций, снижает юзабилити сервиса и утомляет аудиторию. Важно соблюдать баланс: игровые механизмы должны органично дополнять пользовательский опыт, а не отвлекать от целевых действий.
Неправильный выбор модели монетизации
Когда пользователь не может монетизировать свои награды, например, списать накопленные баллы во время покупки или обменять виртуальные призы на реальные, геймификация теряет свою эффективность. Чтобы стимулировать пользователей взаимодействовать с игровыми механиками, важно предложить им подарки, которые оправдают вложенные усилия. Например, персональную скидку, бесплатную премиум-подписку на приложение или доступ к эксклюзивному контенту.
Топ-10 приложений с классной геймификацией
Делимся примерами, как компании используют разнообразные игровые механики в своих мобильных сервисах. Берите на заметку, как можно внедрять геймификацию в приложения для разных ниш бизнеса.
- Duolingo
Пользователи зарабатывают очки опыта за прохождение уроков, изучение новых слов и выполнение ежедневных заданий. Уровни, таблицы лидеров и медали помогают отслеживать прогресс, мотивируют не пропускать занятия и взаимодействовать с приложением каждый день.
- Flawery
За оформление заказов в приложении клиентам начисляются баллы, которыми можно оплатить до 50% стоимости букета. А за выполнение разных действий пользователи получают награды и дополнительные бонусы, которые мотивируют совершать покупки. Например, за покупку цветов на сумму 20 000 рублей юзеру присваивают звание «Скрудж МакДак» и дарят 2000 баллов.
Геймификация в цветочном маркетплейсе Flawery
- Todoist
Это таск-менеджер, который помогает эффективно планировать время и управлять списками дел. За выполненные задачи пользователи получают баллы кармы, а за просроченные очки уменьшаются. Такая система мотивирует не откладывать задачи на потом и завершать их вовремя. Чем больше баллов кармы у юзера, тем выше его статус. Когда он достигает уровня гуру, ему открываются уникальные темы для оформления интерфейса.
- Т-Банк
В приложении банка есть раздел с достижениями. Награды присваиваются за траты на разные категории товаров и услуг и помогают пользователям анализировать, как они распоряжаются финансами. Также в сервисе регулярно появляются разные мини-игры, которые знакомят с предложениями партнёров и дают шанс выиграть скидки на их продукты.
- Спортмастер
Система наград мотивирует клиентов взаимодействовать с разными разделами и функциями приложения. Например, достижение «сквозь камеру» вручается за поиск товаров с помощью сканера штрихкодов, а «спортивный старт» — за первую пройденную тренировку на платформе бренда.
Система наград в приложении «Спортмастер»
- Дикси
Статус пользователя в программе лояльности зависит от количества покупок в магазине. Чем выше уровень, тем больше процент кэшбека. Такая механика мотивирует покупать товары здесь, а не у конкурентов. Также в приложении можно получать наклейки, дарить их друзьям или обменивать на подарки — мягкие игрушки.
- Яндекс Go
Пользователи собирают баллы за использование сервиса, например, за заказы такси, готовой еды или продуктов. Бонусы начисляются и за выполнение простых еженедельных заданий. Например, заказать еду в супермаркете или оплатить заправку машины через приложение. 1 балл = 1 рублю, поэтому бонусами можно оплачивать услуги компании.
- Кинопоиск
Накануне премии «Оскар» пользователи приложения могли делать ставки, кому достанутся статуэтки. За правильный прогноз в каждой из категорий начислялись баллы. Участники, которые набрали больше очков, получили в подарок мерч и бесплатную подписку на стриминговый сервис, а Кинопоиск — внимание аудитории и рост посещаемости приложения.
- Mango Health
Приложение напоминает пользователю о приёме лекарств и витаминов. Если он вовремя пьёт таблетки, то зарабатывает очки. Когда накапливается определённое количество баллов, человек получает сертификат на покупки в магазинах партнёров.
- Билайн
В приложении есть раздел с играми, среди них КиберКвиз, Башня Кэшбека и печеньки с предсказаниями. За прохождение уровней пользователи получают скидки на услуги мобильного оператора и подарки от партнёров — это мотивирует заходить в приложение каждый день.
Заключение
Геймификация — способ выделиться и создать уникальный пользовательский опыт. Грамотно интегрированные игровые элементы помогают мобильным приложениям улучшать ключевые метрики и оставаться конкурентоспособными даже при наличии множества аналогов на рынке. Однако прежде чем внедрять игровые механики, важно понять, какие задачи бизнеса они должны решать. Без чёткой стратегии и постановки целей есть риск потратить деньги впустую.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь