Frontend-разработка: что нужно знать бизнесу о создании интерфейса
Frontend-разработка: что нужно знать бизнесу о создании интерфейса
Фронтенд — это часть продукта, которую видит пользователь, когда запускает приложение. В статье пройдёмся по основам фронтенд-разработки и расскажем, с помощью каких инструментов специалисты создают интуитивно понятные и визуально привлекательные сервисы.

Чем отличаются фронтенд- и бэкенд-разработка
Фронтенд и бэкенд — две области разработки, которые тесно связаны между собой, но решают разные задачи. Фронтенд отвечает за визуальный облик приложения и взаимодействие с юзерами, а бэкенд — за обработку данных и выполнение пользовательских запросов.

Как frontend и backend работают вместе
Чтобы представить, как взаимодействуют эти области, можно сравнивать приложение с рестораном. Фронтенд — зал, где официанты принимают заказы, уточняют детали и доставляют блюда гостям. Бэкенд — кухня, где повара готовят еду, основываясь на запросах клиентов. Когда блюдо готово, его передают официанту, который доставляет его на стол.
А вот как это работает в приложении. Например, пользователь открывает карточку товара на маркетплейсе, добавляет его в корзину, вводит адрес доставки и подтверждает оплату — всё это происходит во фронтенде. Затем данные отправляются на сервер, где бэкенд проверяет наличие товара, регистрирует заказ, присваивает ему уникальный идентификатор и формирует ответ. Как только «кухня» (бэкенд) завершает обработку, «официант» (фронтенд) выводит пользователю сообщение с подтверждением и номером заказа.
Технологии фронтенд-разработки
В процессе создания цифрового продукта невозможно ограничиться только одной технологией. Чтобы реализовать всю запланированную функциональность, необходимо сочетать различные языки frontend-разработки, каждый из которых выполняет отдельную задачу. Рассмотрим их особенности.
HTML
HTML — язык разметки, который формирует «скелет» будущего приложения. С помощью тегов он определяет структуру экрана и упорядочивает контент.

Примеры HTML-тегов
Веб-приложения запускаются в браузере и выглядят как обычные сайты. Чтобы повысить их видимость в поисковой системе, необходимо позаботиться о SEO-оптимизации. Правильная организация HTML-кода помогает поисковым системам лучше интерпретировать и индексировать содержимое страниц. Чем логичнее структурирован код, тем проще поисковикам анализировать данные, что улучшает позицию веб-приложения в поисковой выдаче.
CSS
По умолчанию в HTML используются стандартные параметры для отображения элементов. Чтобы адаптировать внешний вид приложения под требования проекта и сделать интерфейс уникальным, применяют CSS — язык стилей. Он позволяет настроить шрифты, цвета, отступы, размеры объектов и другие параметры. Например, запись p {color: red;} меняет цвет текста в абзаце на красный.
Чтобы уменьшить объём кода и повысить его читаемость, создают отдельные файлы стилей (External Style Sheets). Они подключаются ко всем страницам с одинаковым дизайном и позволяют быстро управлять их внешним видом. Если необходимо скорректировать оформление какого-то элемента, достаточно отредактировать этот файл, и изменения автоматически отразятся на всех экранах, к которым он подключён.
JavaScript
HTML и CSS формируют визуальную основу приложения. Однако чтобы интерфейс стал кликабельным, нужно настроить интерактивность элементов. Здесь на помощь приходит JavaScript — язык программирования, который делает экраны динамичными. Он применяется для настройки кнопок, всплывающих окон, форм и визуальных эффектов.
Технология обеспечивает связь между фронтендом и бэкендом, что предоставляет пользователям возможность работать с интерфейсом в реальном времени. Например, когда юзер применяет фильтры в каталоге маркетплейса или отправляет сообщение в чате, данные на экране обновляются мгновенно.

Три кита фронтенд-разработки
Библиотеки и фреймворки для фронтенд-разработки
Чтобы повысить скорость фронтенд-разработки мобильных и веб-приложений, программисты используют библиотеки и фреймворки с готовыми компонентами. Они представляют собой платформы с шаблонами, которые помогают быстро настроить интерфейс. Рассмотрим особенности и области применения популярных технологий.
React
React — библиотека для проектирования интерфейсов, которая основывается на компонентном подходе. Она делит экран на небольшие самостоятельные блоки, которые легко модифицировать, комбинировать и переиспользовать.
Такой подход ускоряет разработку, сокращает количество ошибок и облегчает поддержку проекта. Например, разработчик может взять стандартную карточку товара из библиотеки и адаптировать её под нужный стиль. Если в будущем потребуется обновить дизайн карточки, изменения не затронут остальные элементы интерфейса.
React работает на языке JavaScript, поэтому подходит для создания веб-приложений с большим количеством интерактивных элементов, например, мессенджеров и социальных сетей.
Angular
Angular — фреймворк от компании Google, который поддерживает языки JavaScript и TypeScript. Его ключевое преимущество — модульность. Каждый функциональный блок кода хранится в отдельном файле, что облегчает внедрение новых возможностей и упрощает масштабирование проекта по мере роста бизнеса.
Особенность Angular — директивы. Это специальные конструкции, с помощью которых можно быстро модифицировать внешний вид элементов и управлять их поведением без ручного редактирования кода. Например, директива может автоматически добавить рамку ко всем фотографиям на странице, чтобы они выглядели одинаково. Также с помощью директив можно легко настроить интерактивные элементы. Например, заставить кнопки менять цвет при наведении курсора.
Angular подходит для масштабных веб-приложений со сложной функциональностью и большим объёмом данных. Например, инструмент часто выбирают для разработки корпоративных систем.
Vue.js
Vue.js — фреймворк на JavaScript, который также использует компонентный подход. Он похож на React, но с более лаконичным синтаксисом. Инструмент позволяет разделить проект на небольшие блоки, которые можно комбинировать и повторно использовать. Такой подход ускоряет проектирование, облегчает тестирование и повышает читаемость кода.
Vue.js подходит для веб-приложений с фокусом на высокой производительности. Благодаря компактности языковых конструкций и небольшому весу самого фреймворка готовые продукты получаются лёгкими, быстро загружаются и оперативно откликаются на команды пользователей.
React Native
React Native — фреймворк, который предназначен для кроссплатформенной мобильной разработки. На нём можно писать приложение для двух и более операционных систем одновременно с использованием единого программного кода. Это снижает расходы и ускоряет выпуск продукта на рынок.
Интерфейс строится из готовых компонентов, которые можно найти в библиотеке и настроить под фирменный стиль проекта. Для этого к ним нужно добавить атрибуты, которые определяют цвет, размер и расположение элементов на экране. Также в React Native применяются нативные модули, благодаря которым можно расширить функциональность сервиса — интегрировать в продукт аппаратные возможности гаджетов, например, камеру или диктофон.
Этот фреймворк подходит для компаний, которые хотят сэкономить ресурсы на разработке и запустить мобильное приложение сразу на нескольких платформах.
Flutter
Flutter — ещё один фреймворк для кроссплатформенной разработки с единой кодовой базой. Фундамент мобильного приложения на Flutter составляют виджеты — автономные блоки кода, которые определяют внешний вид и поведение элементов интерфейса. С их помощью разработчики могут добавлять на страницы формы, кнопки, иконки, поля ввода и другие объекты. Каждый виджет легко адаптируется под дизайн-макеты, для этого достаточно изменить его визуальные характеристики.
Flutter отличается от других фреймворков тем, что использует собственный движок рендеринга Skia. Он позволяет создавать цифровые продукты, насыщенные графикой и эффектами, поэтому инструмент часто применяют для разработки финансовых и игровых приложений.

Популярные приложения, созданные на разных фреймворках
Инструменты для фронтенд-разработки мобильных приложений
Помимо фреймворков, фронтенд-разработчики используют дополнительные утилиты, которые помогают наладить совместную работу над проектом, автоматизировать рутинные процессы и обеспечить контроль качества кода. Рассмотрим инструменты, из которых формируется стек технологий.
Системы контроля версий
Системы контроля версий (СКВ) — платформы, которые помогают управлять изменениями в коде и организовывать работу команды разработчиков. Внутри таких систем создаются ветки — независимые «копии» кода, в которые можно вносить изменения и при этом не затрагивать основную версию проекта. Основная ветка при этом остаётся стабильной и используется для релиза обновлений, которые прошли тестирование.
Крупными проектами занимаются команды из нескольких разработчиков. Ветки помогают организовать командную работу и разграничить зоны ответственности. Например, пока один разработчик работает над улучшением главного экрана, другой может редактировать каталог. СКВ фиксирует каждое изменение в коде, что позволяет отслеживать, кто и когда вносил корректировки. В случае необходимости можно легко вернуться к предыдущей версии проекта, если, например, пользователи негативно восприняли последнее обновление.
Для управления версиями разработчики часто используют систему Git, а файлы с кодом хранят на облачной платформе для хостинга проектов GitHub. Эти инструменты выбирают за богатую функциональность, широкую поддержку сообществом и возможность работы без постоянного подключения к интернету.

Как команды организовывают работу через СКВ
Сборщики и таск-раннеры
Сборщики приложений — инструменты, которые помогают подготовить сервис к релизу. Когда разработка завершена, проект состоит из множества файлов с программным кодом, стилями и изображениями. Сборщик берёт все эти элементы, оптимизирует и объединяет в один пакет. Например, устраняет избыточные пробелы в коде, сжимает фотографии и видео. Это важно, чтобы сервис работал быстро, стабильно и занимал меньше памяти на устройстве пользователя.
Собрать приложение можно вручную, но чтобы сэкономить время и исключить человеческий фактор, лучше автоматизировать процесс с помощью специальных программ. Например, Webpack. Инструмент группирует файлы JavaScript, CSS и другие компоненты в единую структуру и минимизирует вес установочного пакета.
Аналогичные задачи выполняют таск-раннеры — программы, которые автоматизируют рутинные операции. С ними не нужно вручную выполнять однотипные действия — достаточно настроить инструмент один раз, и он будет сам запускать нужные процессы. Один из популярных таск-раннеров — Gulp. Разработчики часто используют его для сжатия медиафайлов, компиляции кода и сборки проектов.
Пакетные менеджеры
Пакетные менеджеры — сервисы, которые помогают управлять внешними зависимостями, такими как библиотеки и плагины. С помощью этих инструментов можно быстро загружать и подключать к проекту сторонние модули, проверять их совместимость обновлять пакеты до актуальных версий. Допустим, разработчику нужно добавить на страницу слайдер для изображений. Вместо того, чтобы разрабатывать его с нуля, достаточно выбрать подходящий модуль и указать его название в менеджере, а программа автоматически скачает, настроит и добавит компонент в проект.
Для JavaScript-проектов чаще всего используют npm — стандартный пакетный менеджер с тысячами доступных модулей, включая популярную библиотеку React. Для крупных проектов выбирают Yarn. Он работает быстрее и обеспечивает лучшую производительность, поскольку выполняет параллельную загрузку пакетов и использует кэширование.
Инструменты тестирования
Инструменты тестирования — программы, которые помогают проверять, правильно ли работает код в приложении, и снизить нагрузку на QA-инженеров. Чтобы не искать ошибки в интерфейсе вручную, тестировщики используют специальные сервисы. Они автоматически проверяют, всё ли работает, как нужно.
Эти инструменты позволяют найти и исправить ошибки до того, как продукт попадёт к пользователям, что способствует повышению его качества. Например, с помощью тестирования можно убедиться, что кнопка правильно реагирует на нажатие, а форма отправляется без ошибок.
Выбор инструмента тестирования зависит от технологий, которые используются на проекте. Например, для тестирования приложений на Angular часто используют платформы Jest и Mocha, а для сервисов на Flutter — Mockito и Dart Test.
Этапы разработки фронтенда
Чтобы приложение получилось удобным и эстетичным, работу над ним делят на несколько этапов. Рассмотрим, с чего начать фронтенд-разработку, и как каждый шаг влияет на качество результата.
Анализ требований и планирование
На старте проекта команда старается собрать максимум информации о будущем продукте и его потенциальных пользователях. Для этого она проводит исследования: анализирует особенности бизнеса заказчика, потребности и привычки целевой аудитории, доступные решения на рынке и актуальные тренды.
Глубокая аналитика помогает сформулировать требования к приложению, выбрать оптимальный стек технологий и создать матрицу фичей — таблицу, в которой собраны все функциональные возможности продукта. В ней указывают различные параметры функций, такие как приоритет, ответственные лица и статусы. Например, в процессе, в тестировании, готово. В процессе разработки матрица позволяет отслеживать прогресс и обеспечивает согласованность между командой.
В результате команда получает ясное представление о задачах проекта. На их основе формируют техническое задание, составляют предварительную смета и разрабатывают график работ.
Дизайн и прототипирование
После утверждения требований к проекту команда приступает к разработке дизайна интерфейса, который включает в себя два ключевых аспекта: UX (User Experience) и UI (User Interface). UX отвечает за структуру и удобство использования приложения, а UI — за визуальное оформление сервиса.
Сначала специалисты продумывают возможные пользовательские сценарии. Они описывают, какие действия пользователи будут предпринимать для достижения своих целей и как на них будет реагировать приложение. Например, чтобы отправить деньги через мобильный банк, пользователь должен войти в приложение, выбрать получателя, указать сумму и подтвердить транзакцию. После этого на экране появится уведомление о том, что операция выполнена успешно.

Пример пользовательского сценария в мобильном банке
На основе этих сценариев создаётся карта экранов, которая визуализирует структуру приложения. Она показывает, как расположены разделы и какие элементы находятся на страницах. Схема помогает выявить нарушения в логике работы сервиса и упрощает дальнейшую работу над макетами.
Далее команда переходит к разработке UI и продумывает концепцию визуального оформления: выбирает цвета, шрифты, иконки и иллюстрации. Готовую концепцию «примеряют» на несколько экранов, чтобы согласовать её с заказчиком и стейкхолдерами. После утверждения визуального стиля дизайнеры отрисовывают макеты всех экранов и создают UI-кит — набор стандартных элементов интерфейса. Документ помогает фронтенд-разработчикам поддерживать единообразие в оформлении и ускоряет процесс разработки. Например, специалистам достаточно один раз запрограммировать кнопку или форму, чтобы затем использовать эти элементы на разных страницах.
Перед тем как отправить макеты в разработку, создают интерактивные прототипы. Они отражают структуру, демонстрируют примерный дизайн и имитируют основные функции приложения. Прототипы тестируют на фокус-группе, которую собирают из представителей целевой аудитории. Потенциальные пользователи оценивают удобство интерфейса и делятся своими замечаниями. Если нужно, концепция дорабатывается на основе полученной обратной связи.
Вёрстка и программирование
На этом этапе фронтенд-разработчики приступают к вёрстке и преобразуют графические макеты в функциональные экраны приложения с помощью HTML, CSS и фреймворков. Важно точно воспроизвести все элементы интерфейса в коде, чтобы сервис выглядел так, как это было задумано дизайнерами. Также необходимо обеспечить адаптивность, чтобы приложение корректно отображалось на различных устройствах — от смартфонов до десктопов.
После завершения вёрстки начинается программирование. С помощью кода разработчики внедряют функциональность и делают UI-элементы интерактивными — добавляют анимацию и визуальные эффекты. Чтобы связать пользовательский интерфейс с бизнес-логикой приложения, программисты пишут API — специальный протокол для интеграции фронтенда с бэкендом.
Тестирование и отладка
Команда проекта должна быть уверена, что приложение функционирует так, как задумано. Ошибки могут скрываться где угодно — от неправильной работы кнопки до сбоя в сложной логике интерфейса. Чем раньше тестировщики находят баги, тем проще и быстрее их исправить, поэтому тестирование идёт на всех этапах разработки.
Для проверки фронтенда обычно используют несколько видов тестов:
Кроссбраузерное и кроссплатформенное тестирование. QA-инженеры проверяют, как приложение выглядит и работает в различных браузерах (Chrome, Safari, Firefox, Edge) и на устройствах с разными операционными системами (Android, iOS, Windows, macOS). Их задача — удостовериться, что интерфейс отображается корректно и работают одинаково стабильно на всех платформах.
Юзабилити-тестирование. Представители целевой аудитории пробуют выполнить в приложении разные действия, например, зарегистрироваться, найти нужную информацию, совершить покупку или оплатить услугу. Тесты показывают, насколько удобно юзерам взаимодействовать с продуктом и какие пользовательские сценарии требуют доработки. Например, если в ходе тестирования выясняется, что какие-то процессы вызывают затруднения, дизайнеры и фронтенд-разработчики думают, как их упростить.
Тестирование производительности. Разработчики проверяют скорость загрузки интерфейса, плавность анимаций и стабильность работы при медленном интернете или высокой нагрузке. Такие тесты помогают оценить, как приложение справится со сложными условиями эксплуатации и большим наплывом пользователей.
Проблемы, обнаруженные во время тестирования, фиксируются в баг-репортах, которые передаются разработчикам. Эти отчёты становятся основой для доработок, которые делают продукт удобнее и понятнее.
Деплоймент и поддержка
После того как все тесты проведены, а баги устранены, проект готов к запуску. Веб-приложение переносят на сервер, а мобильный сервис публикуют в магазинах приложений, чаще всего это Google Play и App Store. У каждого стора свои требования к сервисам, которые касаются в том числе производительности и соответствия интерфейса гайдлайнам платформы. Чтобы приложение прошло проверку, важно заранее выбрать целевую платформу и следовать её рекомендациям в процессе разработки. Иначе можно столкнуться с отказом в дистрибуции.
Перед публикацией в сторе необходимо заполнить страницу сервиса в магазине — добавить иконку, описание, ключевые слова и скриншоты. Качественные снимки экранов приложения позволяют пользователям быстро оценить его внешний вид и функциональность. Изображения формируют у аудитории представление о том, что они получат при установке и какие задачи смогут решить с помощью продукта.
На протяжении всего жизненного цикла приложения команда отслеживает отзывы юзеров. Они помогают быстро выявлять проблемы в интерфейсе, оперативно вносить изменения и улучшать пользовательский опыт. Чтобы приложение оставалось актуальным и востребованным, команда регулярно выпускает обновления с новыми фичами. А чтобы поддерживать привлекательность приложения, периодически проводит редизайн.

Этапы фронтенд-разработки
Подходы и методологии фронтенд-разработки
Рассмотрим современные подходы к frontend-разработке приложений, которые помогают создавать удобные, масштабируемые и лёгкие в поддержке интерфейсы.
Адаптивный и отзывчивый дизайн
Мобильный сервис будет работать на смартфонах и планшетах, а веб-приложение — на устройствах любого типа, включая компьютеры и ноутбуки. Чтобы интерфейс правильно отображался на устройствах с разными разрешениями экранов, нужно сделать дизайн адаптивным или отзывчивым. Разбираемся, в чём разница.
Адаптивный дизайн предполагает, что для каждого типа устройства разработчики создают отдельную версию интерфейса. Это занимает много времени, зато позволяет настроить внешний вид приложения с учётом особенностей разных девайсов. Например, на мобильных гаджетах можно скрыть некоторые блоки, чтобы не перегружать экран. А на десктопных, наоборот, добавить дополнительные элементы.
Отзывчивый дизайн использует один универсальный макет. Он автоматически подстраивается под различные устройства, поэтому разработчикам не нужно создавать отдельные версии макетов для каждого девайса. Благодаря гибким сеткам элементы адаптируют свои параметры под ширину экрана. К примеру, на смартфоне текст может быть разбит на несколько строк, а на ноутбуке — отображаться в одну линию.
Модульный подход
Чем функциональнее приложение и насыщеннее его графический интерфейс, тем больше строк кода необходимо для реализации всех задач. Это увеличивает вероятность ошибок и затрудняет масштабирование проекта. Чтобы оптимизировать кодовую базу и сделать её более удобной для работы, применяют модульный подход.
Он предполагает деление приложения на независимые и управляемые модули. Они представляют собой отдельные блоки кода, которые выполняют разные функции. Например, один отвечает за отображение информации о пользователе, а другой — за обработку платежей. Модули можно тестировать, изменять и повторно использовать без риска повлиять на другие части системы.
Модульный подход облегчает командную работу. Деление на компоненты позволяет программистам заниматься разными частями интерфейса одновременно, что ускоряет процесс разработки и минимизирует конфликты в коде. Если в будущем появится необходимость добавить новую функцию или улучшить текущую, разработчики могут просто изменить или добавить новый модуль, не затрагивая остальной код.
Тестирование компонентов
Мобильное приложение тестируют на протяжении всего цикла разработки. Проверяют как его отдельные компоненты, так и систему целиком. Для этого используют следующие виды тестирования.
Unit-тестирование проверяет отдельные компоненты приложения. Его цель — убедиться, что каждый элемент работает корректно. Например, если в приложении есть фильтры для поиска товаров в каталоге, unit-тестирование проверит, правильно ли они отфильтровывают позиции по заданным параметрам.
End-to-end тестирование проверяет работу всего приложения. Оно воспроизводит реальные пользовательские сценарии и тестирует взаимодействие всех частей приложения друг с другом и со внешними системами. Например, этот тест может проверить процесс покупки товара — от выбора до оплаты. Тестирование помогает выявить проблемы, которые могут возникнуть у пользователя при взаимодействии с приложением, и гарантирует, что все части системы работают слаженно.
DevOps-практики
DevOps-практики — методы, которые помогают улучшить взаимодействия между разработчиками, тестировщиками и другими специалистами в команде и ускорить вывод продукта на рынок. К таким практикам относятся, например, непрерывная интеграция (CI) и непрерывная доставка (CD).
Непрерывная интеграция предполагает регулярное объединение кода, над которым работают разные разработчики, в общий репозиторий. Каждый раз, когда новый фрагмент кода добавляется в централизованное хранилище, он автоматически проходит серию тестов. Это позволяет убедиться, что изменения не нарушают функциональность приложения.
Непрерывная доставка означает, что обновления автоматически деплоятся в тестовую среду или отправляются в продакшн. Такой подход ускоряет выпуск новых версий продукта. Благодаря этому новые фичи и исправления багов попадают к пользователю намного быстрее.
Заключение
Фронтенд-разработка создаёт облик приложения, от которого зависит первое впечатление пользователя о продукте. Интуитивная навигация, плавные переходы между экранами и мгновенная реакция на действия формируют приятный опыт при использовании приложения. Чтобы достичь такого результата, важно собрать профессиональную команду, которая владеет современными инструментами и учитывает актуальные тренды в разработке.
В MobileUp мы готовы провести аудит и рефакторинг кода готового приложения для повышения его качества, разрабатывать фронтенд с нуля и создать новый продукт, а также взять на себя его поддержку.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь