Гайд по созданию мобильного приложения на Flutter: от идеи до релиза

Личный опыт

Гайд по созданию мобильного приложения на Flutter: от идеи до релиза

Flutter — кроссплатформенный фреймворк, который помогает ускорить разработку цифровых продуктов. В статье разберём его сильные и слабые стороны. А также рассмотрим процесс создания приложения на Flutter: от идеи до релиза.

Гайд по созданию мобильного приложения на Flutter_обложка статьи

Основы разработки на Flutter

Flutter — популярный кроссплатформенный фреймворк, созданный компанией Google. Он позволяет переиспользовать единый код в приложениях под Android и iOS. Это ускоряет разработку, а также упрощает поддержку цифровых продуктов. Примеры приложений, написанных на Flutter:

  • My BMW — приложение для управления автомобилем и проверки его состояния;

  • eBay Motors — сервис продажи авто;

  • Alibaba Xianyu — приложение для продажи подержанных товаров.

Разработка мобильного приложения на Flutter — простой способ создавать продукты сразу на Android и iOS. Он состоит из двух основных частей — фреймворка с UI-библиотекой и SDK.

  • UI-библиотека виджетов

    Она содержит переиспользуемые элементы пользовательского интерфейса: слайдеры, кнопки, поля ввода. Такие элементы легко персонализируются под потребности бизнеса.

  • SDK

    Это средства разработки, которые позволяют компилировать код в нативный для Android и iOS.

Возможности Flutter

С помощью Flutter можно писать приложения под Android, iOS, Windows, macOS, Linux и даже веб-приложения

Во Flutter используется язык программирования Dart. Разберёмся, что это значит для бизнеса.

Основы языка программирования Dart

Dart — универсальный язык программирования с открытым исходным кодом. Он преобразуется в бинарный код и обеспечивает эффективное выполнение задач на уровне Java, Swift, или Kotlin. К отличительным чертам относят простой синтаксис, объектно-ориентированный подход, акцент на производительность и эффективность. Почему ему отдают предпочтение:

  • Эффективная система управления памятью

    Автоматическое обновление памяти снижает нагрузку на разработчиков и позволяет им сосредоточиться на коде.

  • Отсутствие привязки к JavaScript

    Компании могут избежать типичных проблем, связанных с поддержкой языка разными платформами, и сделать процесс более унифицированным.

  • Обширная стандартная библиотека

    Многие базовые задачи уже имеют готовые решения, снижающие затраты на разработку и ускоряющие вывод цифровых продуктов на рынок.

Установка и настройка среды разработки

Рассмотрим в общих чертах, как устроен процесс настройки окружения.

  • Установка Flutter SDK

    Скачать актуальную версию можно на официальном сайте Flutter.

  • Установка Dart SDK

    В большинстве случаев Flutter поставляется с подходящей версией Dart. Но если Dart не установлен автоматически, его скачивают с официального сайта.

  • Настройка редактора кода

    Обычно используют Visual Studio Code с установленным плагином Flutter и Dart.

  • Проверка установки

    Чтобы убедиться, что все необходимые зависимости установлены, а среда готова к разработке, в терминале выполняют команду flutter doctor.

  • Установка эмулятора

    Для удобства тестирования продукта на разных устройствах применяются эмуляторы iOS и Android. Но также можно подключать физические устройства.

  • Создание нового проекта и запуск приложения

    Для завершения настройки запускается среда разработки и создается новый проект Flutter.

Создание первого Flutter-приложения

Если сравнивать разработку на Flutter с нативной, можно выделить три важных аспекта.

  • Общий подход

    В нативной разработке требуется проработка и поддержка различных версий интерфейса для Android и iOS. Flutter предоставляет каталог виджетов и обеспечивает единообразный дизайн на всех платформах сразу. Виджеты — это основные элементы во Flutter. Они составляют основу компонентов архитектуры, а также позволяют реализовать распознавание жестов и сложные анимации.

  • Экономия ресурсов

    Интерфейс должен корректно отображаться в альбомном и книжном режиме и автоматически подстраиваться под текущую ориентацию экрана.

  • Hot Reload

    Flutter обладает функцией горячей перезагрузки, позволяющей мгновенно просматривать изменения без полного перезапуска приложения. В нативной разработке перезапуск приложения после каждого изменения может занять значительное время.

Архитектура приложения Flutter

Есть несколько архитектурных подходов, которые используются при создании приложений на Flutter.

  • BLoC (Business Logic Component)

    Предоставляет структуру для управления состоянием приложения и изолирует бизнес-логику от пользовательского интерфейса. Хотя BLoC активно используется в Flutter, паттерн не привязан к какому-либо конкретному фреймворку. Подходит для больших приложений со сложной бизнес-логикой.

  • Provider

    Механизм внедрения зависимостей. Использует встроенные возможности языка Dart и фреймворка Flutter для управления состоянием приложения. Облегчает использование этого подхода одноименная библиотека — provider. Подходит для проектов, где основной упор делается на простоту и интуитивно понятный интерфейс.

  • MVVM (Model-View-ViewModel)

    Архитектурный паттерн в контексте Flutter означает, что структура приложения делится на три основных компонента. Model — слой данных приложения. Это место, где хранятся бизнес-логика, правила и данные приложения. View — то, что видит пользователь и с чем взаимодействует. ViewModel — связывает Model и View, содержит логику отображения данных на пользовательском интерфейсе и обработку пользовательских действий. MVVM выбирают для создания сложных приложений с множеством экранов и сложной бизнес-логикой. Паттерн помогает структурировать код, разделяя логику отображения и бизнес-логику.

  • Redux

    Паттерн для управления состоянием в приложениях. Изначально разрабатывался для веб-приложений, но активно используется в мире Flutter.

  • Vanilla

    Подход к разработке приложений без использования дополнительных библиотек или фреймворков для управления состоянием. Предполагает использование только базовых инструментов, предоставляемых Flutter SDK.

  • Clean Architecture

    Архитектурный паттерн призывает к разделению кода на несколько слоев с чёткими границами ответственности. Обычно его выбирают, если нужно структурировать код, разделить инфраструктурные и пользовательские слои. Это облегчает понимание и тестирование бизнес-правил. Также подходу отдают предпочтение, если планируют масштабировать приложение в будущем. Clean Architecture облегчает добавление новых функций или модулей без необходимости внесения существенных изменений в другие части.

Выбор архитектурного подхода зависит от опыта разработчиков, требований к проекту и других факторов. Иногда команда решает не отдавать предпочтение какому-то конкретному подходу, а выстраивает систему, которая позволяет адаптировать фреймворк под бизнес-задачу.

Команда MobileUp

При выборе архитектурного подхода команда отталкивается от особенностей проекта и задачи, которую необходимо решить

Разработка приложений на Flutter: основные компоненты

Переходим к главному — разбираем, из каких блоков состоит мобильная разработка на Flutter.

Виджеты и их роль во Flutter

Виджеты — основные строительные блоки пользовательского интерфейса приложения. Весь UI строится с использованием виджетов. Относительно друг друга они находятся в композиционной иерархии. Это значит, что каждый виджет находится внутри «родительского» виджета и получает от него контекст. В ответ на какое-либо событие приложение передаёт фреймворку команду заменить виджет в иерархии на подходящий и обновляет UI. Фреймворк сравнивает виджет и его замену, а затем оперативно обновляет интерфейс.

Условно все виджеты делятся на две категории — stateless и stateful. В первую входят виджеты, которые не изменяются после создания. Во вторую — виджеты, состояние которых меняется с течением времени в ответ на внешние события. Например, после свайпа, нажатия кнопки и др.

Во Flutter именно виджеты определяют, как будет выглядеть и вести себя приложение. Они формируют его каркас и возможности интерфейса.

Почти всё, что пользователь видит на странице Flutter-приложения, является виджетом

Виджеты Flutter

Почти всё, что пользователь видит на странице Flutter-приложения, является виджетом

Навигация и маршрутизация в приложении

Навигация — это механизм, отвечающий за перемещение между различными экранами внутри приложения. Во Flutter для его реализации обычно используется Navigator. Это виджет-класс, предоставляющий методы для различных видов навигации. Для базовой навигации достаточно двух методов — Navigator.push() и Navigator.pop(). Navigator.pop() позволяет осуществить переход на новый экран. Navigator.pop() — вернуться на предыдущий.

Если приложение предполагает большое количество экранов, каждый раз создавать маршрут для перехода на новый экран не очень удобно. Для облегчения задачи используют таблицу маршрутизации. Она соотносит имена маршрутов с виджетами экранов и позволяет использовать метод Navigator.pushNamed() для перехода на экраны по их именам.

Взаимодействие с локальным хранилищем

Flutter предоставляет различные инструменты для работы с локальным хранилищем.

  • Hive

    Легковесная база данных NoSQL. Ориентирована на скорость и эффективность, хорошо подходит для локального хранения данных. Она предлагает простой способ настройки локального хранилища и обеспечивает поддержку CRUD (Create, Read, Update, Delete) операций с данными. Hive рекомендуется для хранения сложных структур, когда критична скорость и производительность.

  • SQLite

    Предоставляет реляционное решение для базы данных, позволяя разработчикам сохранять и запрашивать большие объемы данных на локальном устройстве. Обычно SQLite выбирают для сценариев, когда требуется сложное и структурированное локальное хранение данных. Например, когда приложение работает с таблицами или предполагает выполнение сложных SQL-запросов.

Работа с формами и валидация данных

Валидация формы — это проверка данных, которые ввёл пользователь. Если в приложении есть форма без валидации, пользователи будут заполнять её как захотят. Кто-то пропустит важное поле, а кто-то введёт номер телефона не в том формате. Обрабатывать данные станет сложнее.

Во Flutter работа с формами и валидация данных осуществляется с помощью виджетов форм и специальных механизмов валидации. Это упрощает разработку, защищает от некорректных данных и снижает вероятность возникновения ошибок.

Разработка мобильного приложения на Flutter: интерфейс и дизайн

Flutter предлагает широкий спектр виджетов и компонентов для создания интерактивных и адаптивных концепций. А функция горячей перезагрузки показывает изменения в реальном времени. В этом блоке статьи поговорим о лучших практиках разработки визуальной составляющей будущего продукта.

Создание адаптивного дизайна

Смартфоны могут иметь разные экраны. Приложения могут запускаться в разных операционных системах. Взаимодействовать с ними пользователи могут разными способами — жестами, свайпами, голосовым управлением и др. Поэтому один из актуальных вопрос при разработке приложения — как сделать UI, который будет одинаково хорошо показывать себя на разных устройствах. Flutter предоставляет инструменты, которые позволяют учесть все эти нюансы и создать адаптивный дизайн.

Чего помогает добиться фреймворк:

  • Интуитивно понятной навигации. Flutter позволяет создавать приложения, с которыми удобно взаимодействовать пользователям вне зависимости от платформы.

  • Оптимизации в использовании пространства экрана. С Flutter можно автоматически адаптировать интерфейс к различным размерам экранов, избежать перегруженности или избыточного пространства.

  • Читаемости контента. Flutter предлагает гибкие возможности для кастомизации дизайна. За счёт этого можно адаптировать интерфейс для лучшей читаемости на различных экранах.

Пользовательский интерфейс и лучшие UX-практики

Инструменты Flutter позволяют придерживаться принципов адаптивного дизайна и адаптировать вёрстку страниц приложения под различные параметры экранов. Но помимо пользовательского интерфейса (UI) важен пользовательский опыт (UX).

Лучшие UX-практики, которые актуальны и при создании приложений на Flutter:

  • Интуитивно понятная навигация. Flutter позволяет создавать приложения, с которыми удобно взаимодействовать пользователям вне зависимости от платформы.

  • Оптимизация в использовании пространства экрана. С Flutter можно автоматически адаптировать интерфейс к различным размерам экранов, избежать перегруженности или избыточного пространства.

  • Читаемость контента. Flutter предлагает гибкие возможности для кастомизации дизайна. За счёт этого можно адаптировать интерфейс для лучшей читаемости на различных экранах.

  • Простота и ясность. Интерфейс должен быть интуитивно понятен. Важно упрощать дизайн и убирать избыточные элементы.

  • Быстрые отклики и плавные анимации. Необходимо обеспечить моментальные отклики на действия пользователя и использовать плавные анимации для создания естественного пользовательского опыта.

  • Подсказки. Информативные подсказки помогают пользователям разобраться в функциональности приложения.

  • Легкая навигация. Важно обеспечить легкость навигации между экранами. Использовать привычные жесты, свайпы и нажатия, чтобы пользователи могли легко понять, как взаимодействовать с приложением.

Реальное мнение пользователей. Дизайн может казаться блестящим, но это не имеет никакого смысла, если продукт неудобен целевой аудитории и не решает её проблемы. Нужно проводить исследования и запрашивать обратную связь пользователей относительно удобства использования приложения. Это позволит обнаружить и устранить возможные проблемы в UX.

Анимации и переходы

Одна из ключевых особенностей Flutter — высокая степень нативности. Благодаря использованию графического движка Skia, он способен воссоздавать плавные визуальные эффекты, сохраняя естественный вид интерфейса на разных устройствах. Анимированные элементы во Flutter выглядят так, будто они создавались специально для Android или iOS.

Но есть и нюансы. Интенсивное использование анимаций может потреблять больше ресурсов. Рекомендуется бережно внедрять сложные элементы, чтобы поддерживать стабильность на всех устройствах. Также стоит не забывать про ограничения и особенности платформ. Например, анимации и переходы на Android и iOS могут смотреться по-разному из-за различий в графических движках

Тестирование и отладка Flutter-приложений

Flutter предлагает разработчикам полный набор инструментов для тестирования. Разберём стратегии выявления ошибок и повышения стабильности кода.

Юнит-тестирование и интеграционное тестирование

При помощи юнит-тестов можно протестировать одну функцию, метод или класс. Цель юнит-тестирования — проверить правильность работы конкретной функции.

Также есть виджет-тесты. Их цель — убедиться, что пользовательский интерфейс виджета выглядит и ведёт себя так, как задумано. Обычно виджеты тестируют в тестовой среде.

Интеграционное тестирование позволяет проверить всё приложение или его большую часть. Его проводят на реальном устройстве или эмуляторе. Цель интеграционного теста — убедиться, что все виджеты и сервисы работают вместе так, как задумывалось. Также он используется для проверки производительности приложения.

Часто перечисленные подходы применяют в комплексе, чтобы обеспечить надёжное покрытие приложения тестами и выявить все возможные проблемы.

Парк тестовых устройств MobileUp

Парк тестовых устройств MobileUp

Отладка приложений на Flutter

Flutter предлагает широкий выбор инструментов и функций, призванных облегчить процесс отладки.

  • DevTools

    Набор инструментов, предназначенный для улучшения производительности и профилирования. Обеспечивает детальный анализ работы приложения при запуске в веб-браузере. DevTools включает в себя виджеты Inspector, Timeline и Memory.

  • Android Studio/IntelliJ и VS Code

    Основные интегрированные среды разработки предлагают встроенные отладчики Flutter. С их помощью можно устанавливать точки останова, пошагово запускать код и тщательно изучать значения переменных. Это эффективный способ идентификации и исправления ошибок на уровне исходного кода.

  • Flutter Inspector

    Доступен в DevTools и напрямую из Android Studio и IntelliJ. Инструмент обеспечивает визуальное представление дерева виджетов и облегчает анализ структуры интерфейса. Можно проверить свойства виджетов, включить наложение производительности и посмотреть, как интерфейс взаимодействует с кодом.

Профилирование производительности приложения

Медленная работа приложения негативно отражается на пользовательском опыте. Для профилирования производительности используется DevTools, класс PerformanceOverlay и пакет dart:developer.

Для диагностики проблем применяется Performance Overlay. Инструмент позволяет наблюдать за отрисовкой кадров и выявлять, где тратится больше всего времени.

Второй удобный инструмент — Widget Rebuild Profiler. С его помощью возможно отследить перестройку виджетов и найти потенциальные узкие места.

Еще один доступный механизм в Flutter — Timeline Events. Для вставки событий в код и анализа времени выполнения используется пакет dart:developer.

Публикация и распространение приложений

Рассмотрим, какие этапы проходит цифровой продукт на Flutter прежде, чем стать доступным пользователям.

Сборка и подготовка приложения к публикации

Когда разработка завершена, следующий шаг — подготовить приложение к публикации в сторе. Для размещения в Google Play сначала нужно создать Google Developer Account и внести единовременную оплату. Затем указать информацию о приложении, загрузить маркетинговые материалы и скриншоты. Далее — оформить политику конфиденциальности, настроить продаваемый контент и отправить сборку в Google Play. Средний срок модерации — семь дней.

В App Store подготовка к размещению выстраивается по аналогичному сценарию. Сначала создают аккаунт разработчика и оплачивают взнос, потом готовят описание, скриншоты, цифровую подпись и отправляют приложение на бета-тестирование, чтобы убедиться, что оно соответствует всем рекомендациям. На рассмотрение может потребоваться от 24 часов до недели. Подробно этапы и инструкции описаны в гайдлайне App Store Review Guidelines.

Размещение приложения в App Store и Google Play

Размещение Flutter-приложения на App Store и Google Play не сильно отличается от релиза нативных приложений. Но есть несколько ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание, чтобы все прошло удачно:

  • Соответствие политикам. Чтобы избежать отклонения и ускорить процесс размещения, следует ознакомиться с политиками и инструкциями App Store и Google Play и убедиться, что приложение соответствует их требованиям.

  • Графические материалы. Графика и медиа должны подходить для всех платформ. Это поможет сделать ваш продукт более привлекательным для пользователей и оптимизировать ресурсы.

  • Тестирование. Необходимо тестировать приложение на различных устройствах для гарантированной совместимости и хорошего пользовательского опыта.

Обновление и поддержка приложения после выпуска

Релиз — только начало большого пути. Чтобы приложение оставалось стабильным и актуальным, а также продолжало решать задачи пользователей, важно не забывать про обновления.

  • Обновление Flutter SDK

    Нужно следить за новыми версиями Flutter SDK и Dart. Обновление SDK может включать в себя улучшения производительности, новые функции и исправления ошибок.

  • Адаптация к новым версиям платформ

    Важно мониторить изменения в операционных системах (Android, iOS) и обновляйте приложение, чтобы оно оставалось совместимым с последними требованиями и функциональностью.

  • Регулярное тестирование

    Продолжать тестировать приложение нужно даже после релиза.

  • Обратная связь пользователей

    Пользователи — главный источник данных. Важно следить за комментариями, учитывать замечания и пожелания. Это позволит выявить проблемы, которые не показало тестирование.

  • Мониторинг производительности

    Стоит отслеживать производительность приложения и применять оптимизации при необходимости. В этом помогают инструменты анализа производительности. Например, Flutter DevTools для обнаружения и устранения узких мест.

  • Поддержка старых версий приложения

    Не все обновляют приложения мгновенно. Если у вас большая база активных пользователей, стоит рассмотреть возможность предоставления поддержки для старых версий.

Заключение: обобщение ключевых моментов

  • Flutter — кроссплатформенный фреймворк, который помогает ускорить разработку цифровых продуктов.

  • Приложение на Flutter состоят из виджетов. Виджеты — основные строительные блоки, которые определяют, как будет вести себя приложение.

  • Одно из основных преимуществ Flutter для бизнеса — возможность достаточно быстро собрать MVP и протестировать идею.

У MobileUp большая команда Flutter-разработчиков. Если вы хотите разработать приложение на Flutter, напишите нам и мы свяжемся с вами в течение суток.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь