Кроссплатформенная разработка: как создать приложение для iOS и Android и сэкономить

Кроссплатформенная разработка: как создать приложение для iOS и Android и сэкономить

Чтобы охватить максимальное количество пользователей, важно ориентироваться на владельцев устройств и на iOS, и на Android. Создание отдельных сервисов под каждую платформу может ударить по бюджету. Один из вариантов оптимизировать расходы — сделать выбор в пользу кроссплатформенных технологий. В статье поговорим, как создать кроссплатформенное приложение и в чём его преимущества.

Что такое кроссплатформенные приложения

Существует два основных подхода к созданию мобильных приложений: нативный и кроссплатформенный. Нативная разработка — это классическое решение, когда приложение пишут отдельно под каждую платформу, используя разные языки и учитывая особенности каждой платформы. Кроссплатформенная разработка подразумевает использование общего кода для разных версий ОС. Это позволяет разработчикам не писать отдельные программы для iOS и Android, а дизайнерам — не готовить отдельные макеты.

Процесс разработки нативных и кроссплатформенных приложений

Процесс разработки нативных и кроссплатформенных приложений

Инструменты и платформы для разработки кроссплатформенных приложений

На рынке представлены разные фреймворки для создания кроссплатформенных приложений. Универсального решения нет, платформу подбирают с учётом специфики проекта и технических требований. Рассмотрим наиболее востребованные инструменты.

Flutter. Кроссплатформенный фреймворк от Google, написанный на собственном языке программирования Dart. Встроенная утилита преобразует его в машинный код, который понимают разные операционные системы. Благодаря этому приложения на Flutter легко адаптируются под разные платформы и работают стабильно. Одно из ключевых преимуществ инструмента — наличие собственного движка рендеринга Skia. Он обеспечивает высокую скорость отрисовки интерфейса и работы приложения и позволяет создавать продукты со сложной логикой и богатой графикой.

Приложения на Flutter

Приложения на Flutter

React Native. Фреймворк с открытым исходным кодом для языка программирования JavaScript. Он основан на библиотеке React, предназначенной для проектирования пользовательских интерфейсов. Инструмент разработала компания Meta*: она активно использует его в разработке своих продуктов. Главная особенность платформы — наличие нативных модулей, написанных на языках, специфичных для разных операционных систем. Они предоставляют доступ ко встроенным функциям устройств.

Приложения на React Native

Приложения на React Native

Kotlin Multiplatform Mobile. Технология для кроссплатформенной мобильной разработки на языке Kotlin. Позволяет использовать общую кодовую базу для бизнес-логики приложений и писать платформенный код только там, где это необходимо. Например, для реализации интерфейса. С её помощью можно разработать нативный UI под каждую операционную систему и обеспечить одинаковое поведение программы на разных устройствах.

Приложения на KMM

Приложения на KMM

Преимущества и недостатки кроссплатформенных приложений

Как и у любой технологии, у кроссплатформенной разработки есть свои плюсы и минусы. Для начала разберём преимущества:

Экономия времени и ресурсов. Кроссплатформенные приложения обычно создаются силами одной команды, а использование единой кодовой базы экономит время разработчиков и ускоряет вывод продукта на рынок. Нативный подход подразумевает наличие отдельных команд для каждой операционной системы. Оплата работы специалистов обходится компании дороже, а на их поиски порой уходят месяцы.

Одновременный запуск и обновление на различных платформах. Некоторые компании выпускают приложение сначала для одной ОС и только спустя время приступают к разработке версии для другой. При таком подходе бизнес упускает возможность охватить как можно больше пользователей. Кроссплатформенная разработка синхронизирует релиз и выпуск обновлений.

Единый UI/UX. Нативный подход предполагает проектирование макетов для каждой платформы, а при кроссплатформенной разработке дизайнеры создают общую версию визуального оформления. Это сокращает время работы, обеспечивает единообразие интерфейса на разных девайсах и улучшает пользовательский опыт.

Среди минусов кроссплатформенной разработки обычно выделяют:

Проблемы с производительностью. Кроссплатфоременным приложениям требуется больше времени на обработку команд пользователей, компиляцию кода и рендеринг. Из-за этого «тяжелые» приложения с насыщенной анимацией могут работать медленнее нативных и подвисать. Однако Kotlin Multiplatform Mobile позволяет нивелировать эту проблему. Технология упрощает и ускоряет разработку, но не влияет на итоговый результат с точки зрения юзера — он не сможет отличить нативное приложение от того, что написано на KMM.

Ограниченные возможности. Доступ к специфическим функциям устройств, таким как камера, карты, список контактов, календарь и будильник, у кроссплатформенных приложений бывает ограничен. Это может влиять на функциональность и удобство использования продукта.

Нативная или кроссплатформенная разработка — что лучше

Выбор подхода к разработке зависит от многих факторов, в том числе от бюджета компании, сроков вывода продукта на рынок, бизнес-целей и технических требований. Рассмотрим основные критерии сравнения нативных и кроссплатформенных приложений.

  • Производительность

    Нативные приложения выдают максимальную производительность, потому что нативный код напрямую взаимодействует со внутренними ресурсами устройства. Кроссплатформенные приложения могут работать медленнее из-за дополнительных слоёв архитектуры, необходимых для обмена данными между универсальным кодом и нативными модулями. Если приложение насыщено сложной анимацией и тяжёлой графикой, оно может подвисать.

  • Использование платформенных возможностей

    Нативная разработка обеспечивает интеграцию с операционной системой и предоставляет широкий доступ к API и встроенным функциям устройства, таким как фото- и видеосъёмка, звук, блютуз, NFC и другим опциям. У кроссплатформенных решений с ними бывают сложности, поскольку универсальный код на «неродном» для платформы языке препятствует глубокой интеграции с аппаратным обеспечением. Однако границу, которая разделяет специфичный и общий код, разработчик определяет самостоятельно. Соответственно, реализацию специфичной функциональности он может доработать дополнительно. Например, написать фрагмент нативного кода.

  • Пользовательский опыт

    У каждой платформы есть свои уникальные характеристики, которые влияют на дизайн и логику работы приложения. Нативные сервисы разрабатываются с учётом особенностей системы и используют стандартные элементы интерфейса, такие как меню, навигация и формы — это делает их понятными и привычными для пользователей. При создании кроссплатформенных приложений разработчикам приходится делать выбор в пользу UI/UX-паттернов одной из платформ. Из-за этого страдает юзабилити — приложение по гайдлайнам Apple может ощущаться неродным на Android и наоборот. Это справедливо для кроссплатформенных решений вроде Flutter и React Native. KMM предлагает более гибкие возможности.

Пару слов про KMM: почему это оптимальное решение для бизнеса

Kotlin Multiplatform Mobile (КММ) — это относительно новая технология для кроссплатформенной мобильной разработки. Она позволяет использовать общую кодовую базу для бизнес-логики приложений на iOS и Android и писать платформенный код только там, где это нужно. Это отличает её от других кроссплатформенных решений. Если Flutter и React Native могли предложить только понятный UX, то KMM — полностью нативное поведение приложения.

С повышением зрелости у KMM есть все шансы занять внушительную долю IT-рынка и составить существенную конкуренцию нативной разработке. Технология позволяет создавать приложения, ничем не отличающиеся от нативных, и при этом экономить до 30-40%.

Языки программирования

Большинство высокоуровневых языков программирования подходит для создания мобильных сервисов, работающих на разных операционных системах. Ответ на вопросы, на чём писать кроссплатформенное приложение, зависит от целей и задач проекта, выбранного фреймворка, опыта команды, а также требований к производительности и адаптивности продукта.

Dart. Компилируемый язык программирования, предложенный Google в качестве альтернативы JavaScript. Он ориентирован на создание интерфейсов, поэтому предоставляет удобные фишки для их разработки. Например, при компиляции автоматически создаётся HTML-страница, которую можно открыть в браузере и посмотреть, что получилось. Это экономит время на переключении между кодом и разметкой. А функция «горячей перезагрузки» позволяет редактировать в код и сразу видеть изменения в приложении.

JavaScript. Высокоуровневый интерпретируемый язык программирования, вокруг которого сформировалось активное сообщество и обширная экосистема. Для него создано множество готовых библиотек, которые упрощают и ускоряют процесс разработки приложений. Динамическая типизация обеспечивает гибкость разработки, позволяя быстро вносить изменения в программу. Благодаря этому JS отлично подходит для проектов с меняющимися требованиями.

Kotlin. Язык программирования от компании JetBrains, который представляет собой улучшенную версию Java. Он отличается компактностью и отсутствием избыточных модулей, поддерживает статическую типизацию и опцию Null Safety, которая помогает выявлять ошибки и повышает надёжность кода. Вместе эти особенности снижают вероятность появления багов, способствуют стабильной работе приложения и хорошему пользовательскому опыту.

Python. Используется в таких фреймворках как Kivy и PyQt и поддерживает разработку программ для нескольких платформ одновременно. Широкий выбор библиотек и инструментов облегчают создание и масштабирование проектов. Однако у кроссплатформенных приложений на Python есть минусы, среди которых — не самая высокая производительность. Питон способен выполнять задачи только последовательно, по одной задаче за раз, и не поддерживает параллельные процессы. Для сравнения, обычный веб-браузер может обрабатывать несколько потоков данных одновременно.

Архитектура кроссплатформенных приложений

Архитектура кроссплатформенных приложений основана на разделении кода на две части:

Нативная часть. Отвечает за инициализацию приложения, управление жизненным циклом ключевых объектов и доступ к системным API. Благодаря ей программа может функционировать на устройствах, обрабатывать запросы пользователей и взаимодействовать с операционной системой.

Кроссплатформенная часть. Описывает вид и логику работы приложения, имеет ограниченный доступ к системным возможностям и взаимодействует с платформой через специальный мост. Он позволяет обмениваться данными и совместно выполнять команды, которые поступают от пользователей.

Разработка кроссплатформенных мобильных приложений

Процесс создания кроссплатформенных приложений состоит из тех же этапов, что и разработка нативных сервисов. Всё начинается с исследования целевой аудитории будущего продукта, его конкурентов и состояния рынка. Потом команда проекта определяется с набором фичей и решает, на каких платформах должна работать программа. Подбирается технологический стек, после чего начинается разработка UX/UI-дизайна, а затем — фронтенда и бэкенда.

Тем не менее, содержание некоторых этапов немного отличается от традиционной разработки. Разберём основные нюансы.

  • UX/UI-дизайн

    Обычно для кроссплатформенных решений разрабатывают единый интерфейс, чтобы сэкономить время и средства на создании нескольких разных макетов. Однако у iOS и Android есть отличия в навигации и дизайне. Пользователи привыкают, что меню выглядит определённым образом, а кнопки находятся на своих законных местах. Если элементы выглядят и функционируют непривычно, это сказывается на юзабилити. Чтобы улучшить пользовательский опыт, можно приложить дополнительные усилия и адаптировать дизайн под каждую платформу в соответствии с гайдлайнами разных платформ.

  • Разработка

    После согласования макетов их передают в разработку. Чтобы перевести дизайн в функциональное приложение, которое будет работать на разных девайсах, пишут универсальный код, который затем переиспользуют. При необходимости его фрагменты адаптируют под разные платформы, чтобы обеспечить корректную работу программы на разных операционных системах. Для быстрой и плавной загрузки всех страниц, код оптимизируют с помощью специальных инструментов, поддерживаемых фреймворками.

Тестирование кроссплатформенных приложений

Перед релизом необходимо убедиться, что приложение выглядит и функционирует на разных платформах и устройствах так, как задумывалось. Для этого проводят тестирование.

Ручное тестирование. Для него используют симуляторы, а также реальные мобильные и десктопные устройства. Тестировщик реализует разные пользовательские сценарии, чтобы проверить корректность работы всех элементов интерфейса и функций приложения. Особое внимание уделяется совместимости продукта с разными операционными системами и удобству использования сервиса на разных девайсах. Все найденные баги специалист фиксирует в репорте, по которому разработчики будут исправлять недочёты.

Автоматическое тестирование. Проводится с помощью специальных программ. Помогает обнаружить и исправить ошибки в коде, проверить, как работают отдельные функции и как взаимодействуют между собой разные модули сервиса, например, корзина и платежная система. Также позволяет оценить производительность приложения, убедиться, что сервис функционирует стабильно, способен выдерживать высокие нагрузки и запускаться на устройствах с устаревшими операционными системами и небольшими объёмами памяти.

Примеры кроссплатформенных приложений

Рассмотрим примеры известных кроссплатформенных приложений, созданных на разных фреймворках.

Skype. Изначально приложение было нативным, однако оно страдало от ряда проблем, таких как потеря скорости при обмене медиафайлами. В 2017 году команда разработчиков решила пересобрать сервис с нуля и дополнить его новыми функциями. Для этого она выбрала React Native: фреймворк использовали и для мобильной, и для десктопной версий программы.

Дикси. С ростом спроса на цифровые решения в сфере ритейла, владельцы магазина «Дикси» решили создать приложение, которое станет «магазином в кармане». Чтобы ускорить релизный цикл и оптимизировать бюджет, решили создавать сервис одновременно на двух платформах, iOS и Android. Для этого выбрали кроссплатформенный фреймворк Flutter, привлекли 3-х Flutter-разработчиков, 2-х инженеров по тестированию и 2-х дизайнеров.

Интерфейс приложения «Дикси»

Интерфейс приложения «Дикси»

Ригла. У сети аптек «Ригла» три аптечных бренда: «Ригла», «Живика» и «Будь здоров». У каждого из них своя целевая аудитория, поэтому команда проекта решила, что объединять всех клиентов в одном продукте неразумно, лучше создать три отдельных сервиса. А учитывая, что они должны работать и на iOS, и на Android, пришлось бы писать шесть разных приложений, что дорого и долго. Разработчики предложили создать проект с единой кодовой базой на Flutter. Весь процесс, включая исследование и проектирование интерфейса, занял меньше полугода, а первое приложение было готово уже через 3 месяца.

Интерфейс приложения аптеки «Ригла»

Интерфейс приложения аптеки «Ригла»

Walmart. Раньше в некоторые части приложения были встроены веб-представления, которые, по словам разработчиков, не соответствовали стандартам качества, которые предъявляют компания и её клиенты к продукту. Тогда они решили полностью переписать программу на React Native. Им удалось переиспользовать около 95% кодовой базы, а производительность сервиса сравнима с нативной разработкой. Среди преимущества проекта команда также отметила возможность выпускать обновления для iOS и Android в один день.

Flawery. Созданием приложения для сервиса доставки цветов занималась наша команда. Бюджет клиента был ограничен. И технология KMM стала решением, которое позволило уменьшить смету и уложиться в нужную сумму, при этом не урезая функциональность и не отказываясь от фичей. Android‑команда написала стандартное мобильное приложение, учитывая логику iOS‑приложения. iOS‑команде оставалось только сверстать экраны и подключиться к логике Android. На Android‑разработку ушло 5 месяцев, а iOS версию выпустили за 2,5.

Интерфейс приложения Flawery

Заключение

Кроссплатформенная разработка — оптимальный выбор для бизнеса в тех случаях, когда перед компанией стоит задача охватить широкую аудиторию пользователей и создать приложения для нескольких операционных систем в условиях ограниченных сроков и бюджета. Она позволяет сократить затраты, ускорить разработку и упростить дальнейшую поддержку сервиса. Однако выбор между нативной и кроссплатформенной технологиями зависит от требований к проекту.

01

Сотрудничество

Контакты

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь