Как разработать дизайн мобильного приложения

Личный опыт

Как разработать дизайн мобильного приложения

При разработке цифрового продукта важно продумать, как обратить на него внимание потенциальных клиентов. Дизайн — один из ключевых инструментов, помогающих в этом. При правильном подходе он позволяет привлечь и удержать пользователей, выделить ваше приложение среди аналогичных сервисов. Рассказываем, как сделать дизайн мобильного приложения и какие нюансы важно учитывать, чтобы повысить его функциональность и юзабилити.

Что такое дизайн мобильного приложения и чем отличается от дизайна сайтов

  • Дизайн мобильного приложения

    это визуальное и функциональное оформление программы, предназначенной для смартфонов и планшетов. Он состоит из двух основных компонентов: UX (user experience — «пользовательский опыт») и UI (user interface — «пользовательский интерфейс»). Первый отвечает за функциональность сервиса, второй — за его внешний вид.

Дизайн мобильного приложения Lu Cards

Чтобы приложение получилось удобным и привлекательным для юзеров, необходимо выстроить структуру экранов, продумать способы взаимодействия пользователей с контентом, разработать визуальный стиль с использованием фирменных цветов, шрифтов и иконок и оптимизировать дизайн под разное разрешение экранов.

У оформления сайтов и мобильных приложений схожие цели — помочь аудитории сориентироваться в интерфейсе и повысить узнаваемость бренда. Однако подход к дизайну отличается в силу специфики контента.

  • Сайты

    Чаще всего предлагают информационный контент, ориентированный на пассивное потребление. Пользователи скролят страницы, чтобы прочитать новости, статьи, анонсы мероприятий, описания товаров и услуг. Для управления вниманием пользователей и визуализации данных, дизайнеры экспериментируют с типографикой, используют инфографику и дополняют текст иллюстрациями.

  • Мобильные приложения

    Помогают пользователям управлять финансами, заказывать продукты, поддерживать связь с близкими и решать другие задачи. Сервисы нацелены на взаимодействие с юзерами, поэтому содержат много кнопок, элементов управления и интерактивного контента, а на первое место в дизайне выходит функциональность.

Если открыть несколько популярных приложений из одной ниши в Google Play или App Store, например, пять онлайн-кинотеатров, визуально они будут похожи. Меню, кнопки, иконки выглядят почти одинаково и расположены в одних и тех же местах. Дизайнеры изучают паттерны поведения пользователей и стараются делать интерфейсы максимально привычными для них. В работе они опираются на гайдлайны операционных систем, которые содержат правила, рекомендации и стандарты оформления мобильных приложений для разных платформ. Они помогают обеспечить единообразие и согласованность пользовательского опыта. Для оформления сайтов официальные инструкции от разработчиков браузеров не предусмотрены.

Особенности дизайна приложений для iOS и Android

У каждой операционной системы — свои особенности и ограничения, которые влияют на дизайн мобильных приложений.

  • Плоский дизайн для iOS

    Его особенностям посвящен гайдлайн Human Interface Guidelines (HIG). Название документа переводится как «принципы интерфейсов для людей» и отражает главный приоритет Apple — удобство пользователей. Дизайн мобильного приложения должен быть минималистичным и отзывчивым. Для него характерны контрастные цвета, простые геометрические формы, минимум текстур и декоративных элементов, отсутствие теней, бликов и 3D-эффектов. Анимация в плоском дизайне не должна отвлекать пользователей от основного взаимодействия, а в управлении интерфейсом активно применяют жесты.

  • Материальный дизайн для Android

    Принципы этого подхода закреплены в гайдлайне Material Design. В его основе — физические свойства материалов и предметов, адаптированные под диджитал. По сравнению с плоским, материальный дизайн более разнообразный и реалистичный. В нём используют насыщенную графику, текстуры, яркие оттенки, тени, акцентную типографику, и анимацию, которая подчиняется законам физики.

Различия в интерфейсах

В последнее время iOS и Android стремятся к единству в оформлении интерфейсов. И хотя сейчас практически нет разницы в навигационных системах обеих платформ, есть некоторые особенности, о которых стоит помнить про создании дизайна мобильных приложений.

Контекстное меню

В Android открывается тапом по кнопке с тремя точками в правой части панели вкладок или шапки страницы, в iOS — по долгому нажатию на объект. Недоступные действия в первом случае выделяются цветом, во втором — просто не отображаются.

Контекстное меню в Android и iOS

Уведомления в приложениях

Пользователей iOS можно проинформировать о чём-то с помощью алертов — всплывающих окон с одним или двумя вариантами действия. Для юзеров Android предусмотрено больше разновидностей попапов:

  • снэкбары — короткие сообщения, которые исчезают автоматически;

  • диалоговые окна — оповещения, которые блокируют экран и требуют ответных действий;

  • баннеры — уведомления, которые не блокируют экран, но требуют совершить действие.

Уведомления в Android и iOS

Иконки

Для одних и тех же действий в материальном и плоскому дизайне предусмотрены разные значки. Например, в Android опцию «поделиться» обозначают тремя соединёнными точками, а в iOS — стрелкой.

Типографика

Системный шрифт Android — Roboto. Для языков, которые его не поддерживают, есть альтернатива Noto. В iOS используют шрифты San Francisco и New York.

Стиль

В материальном дизайне приветствуется многообразие оттенков и форм, а тени служат основным элементом навигации в пространстве. В плоском дизайне они почти не используются. Его главная особенность — глассморфизм или эффект «матового стекла», который создаётся благодаря наложению полупрозрачной заблюренной панели на яркую подложку.

Этапы разработки дизайна мобильного приложения

Собрали подробный гайд, как разработать дизайн мобильного приложения, который улучшит пользовательский опыт.

Исследование и планирование

Создание дизайна цифрового продукта начинается с аналитики и сбора необходимых для работы данных.

  • Анализ проекта

    Для глубокого погружения в задачу изучают потребности бизнеса, айдентику компании и референсы заказчика. Собранная информация помогает сформировать цели проекта, понять предпочтения владельца будущего цифрового продукта и создать дизайн, который соответствует фирменному стилю компании.

  • Исследование рынка

    Чтобы разработать современный и уникальный дизайн, анализируют специфику бизнес-ниши, актуальные тренды и приложения конкурентов. Берут на заметку успешные идеи, ошибки, которых стоит избегать, и характерные для отрасли визуальные решения, например, иконки и цветовые палитры.

  • Изучение целевой аудитории

    В работе ориентируются на особенности и предпочтения пользователей, поэтому составляют портрет потенциального клиента. Он включает в себя такие характеристики как пол, возраст, образ жизни, интересы, ценности, боли, привычки и другие параметры. Эта информация помогает понять, в чём нуждаются потребители, и влияет на дизайн. На основе собранных данных команда принимает решение, какие функции должны быть у мобильного приложения и каким должен получиться дизайн, чтобы продукт удовлетворял потребностям пользователей и бизнеса.

Например, при разработке приложения GorodPay мы проводили сразу несколько видов исследований — изучали транспортные карты, анализировали конкурентов, а также проводили UX-тесты и интервьюировали пассажиров. Это помогало находить точки роста и оптимизировать пользовательские сценарии.

Создание структуры и навигации

Следующий шаг — проектирование архитектуры мобильного сервиса. На этом этапе определяют, из каких разделов должно состоять приложение, как пользователи смогут переключаться между ними и что они будут видеть на экранах. Чтобы визуализировать структуру продукта, составляют карту мобильного приложения и user-flow — карту пользовательских путей.

Затем создают вайрфреймы — черно-белые наброски экранов, которые демонстрируют логику сервиса и расположение кнопок, иконок, карточек, текстовых блоков и других UI-элементов, но пока без детализации. Они помогают выявить нестыковки в функциональности и дизайне на ранних этапах разработки и ускоряют процесс создания макетов. Дизайнерам остаётся наполнить вайрфреймы цветами, шрифтами, картинками и другим контентом.

Вайрфрейм мобильного приложения

Разработка визуального стиля

Когда вайрфрейм готов, приступают к формированию визуального стиля мобильного приложения. Подбирают цветовую палитру, типографику и иконки, продумывают анимацию переходов экранов и отдельных UI-элементов. Чтобы обеспечить комфортное взаимодействие пользователей с интерфейсом, подбирают не более четырёх-пяти оттенков и пяти-шести вариаций одного шрифта, которые включают в себя разные размеры, начертания и цвета. Затем собирают несколько экранов, чтобы презентовать дизайн-концепцию заказчику. В работе опираются на гайдлайны операционных систем и брендбук компании.

После согласования визуальной концепции проекта приступают к разработке макетов и отрисовывают все экраны с помощью таких инструментов как Sketch или Figma. Для экономии времени используют дизайн-системы, которые объединяют стандартные элементы интерфейсов, необходимые для дизайна приложении, в том числе домашние экраны, меню, панели навигации, карточки товаров. Чтобы не проектировать их с нуля, дизайнеры используют готовые решения, которые адаптируют под специфику продукта.

Разработка прототипа

Интерактивный прототип — это тестовая, ещё не финальная версия приложения. Она демонстрирует основные возможности сервиса и позволяет пользователям взаимодействовать с элементами интерфейса.

Черновую модель цифрового продукта показывают стейкхолдерам, представителям целевой аудитории и разработчикам. Объясняем, зачем это нужно.

  • Стейкхолдерам

    Прототип позволяет убедиться, что приложение соответствует требованиям и решает бизнес-задачи компании, а также помогает привлечь финансирование на реализацию проекта со стороны инвесторов.

  • Целевой аудитории

    Для юзабилити-тестирования приглашают фокус-группу из шести-десяти человек разного пола, возраста и статуса, чтобы проверить продукт на пользователях с разным визуальным восприятием. Иногда, чтобы убедиться в инклюзивности получившегося дизайна, присоединиться к респондентам предлагают людям с нарушениями зрения.

    Фокус-группу просят совершить определенные действия в приложении и поделиться впечатлениями, что понравилось, а что нет. Тестирование помогает отследить основные сценарии использования сервиса, выявить пробелы в задумке и определить факторы, которые могут помешать клиентам достичь целей, например, совершить покупку.

    Предположим, клиенты жалуются на нечитаемый шрифт, мелкие кнопки и неудобную навигацию — команда устраняет эти ошибки. На этапе прототипирование это можно сделать быстро и без дополнительных затрат. Если недочёты обнаружатся после релиза, придётся вносить изменения в код: из-за этого могут «слететь» другие функции. Часто фокус-группа предлагает идеи по усовершенствованию продукта. Команда анализирует их целесообразность, после чего добавляет удачные предложения в бэклог.

  • Разработчикам

    Интерактивный прототип используют, чтобы продемонстрировать логику работы конкретных компонентов и необычные фичи, например, кастомную анимацию. Наличие наглядного примера перед глазами помогает программистам точно реализовать дизайн и функциональность.

Оптимизация

Для обеспечения гибкости макетов и улучшения пользовательского опыта дизайн мобильного приложения оптимизируют по следующим параметрам:

  • Разрешение экрана

    Макеты масштабируют под смартфоны и планшеты с разным размером экранов. Иначе картинки, кнопки, текстовые блоки и другие UI-компоненты могут наползать друг на друга на некоторых устройствах — это негативно сказывается на юзабилити и пользовательском опыте.

  • Операционные системы

    Если приложение предназначено для юзеров сразу двух ОС, дизайн подгоняют под гайдлайны iOS и Android, чтобы сделать интерфейс привычным для пользователей разных платформ.

  • Производительность

    Для удержания внимания пользователей и уменьшения количества отказов от использования сервиса важно обеспечить быструю загрузку и отзывчивость цифрового продукта. Чтобы повысить производительность приложения, используют современные методы сжатия изображений для уменьшения их размера без потери качества.

  • Тёмная и светлая тема

    Если в приложении предусмотрен тёмный режим, дизайнеры подбирают для него дополнительные оттенки.

Финализация и передача разработчикам

Когда макеты экранов приложения утверждены, команда дизайна передаёт их в фронтенд-разработчикам. Для этого она переводит UI-элементы в компоненты и собирает UI-Kit — библиотеку компонентов и стилей. Документ содержит следующие разделы:

  • Цвета и стили

    В этом блоке собирают все оттенки, тени, полупрозрачные элементы и градации серого. Каждому цвету присваивают RGB или HEX-код, чтобы разработчики могли установить нужный для разных элементов интерфейса.

  • Типографика

    В этот раздел вносят все варианты оформления текста: заголовки, подзаголовки, основной текст, сноски. Для каждого из них указывают шрифт, размер, высоту строки и начертание.

  • UI-элементы

    В библиотеку добавляют все иконки, кнопки, инпуты и другие компоненты, которые встречаются в интерфейсе. Если значок меняет размер или цвет в ответ на какие-то действия пользователей, дизайнеры отрисовывают все состояния элемента.

Благодаря UI-Kit программисты могут закодировать стандартные компоненты один раз и переиспользовать их, чтобы ускорить процесс разработки, обеспечить единообразие интерфейса и снизить количество ошибок. Если на проекте появится новый специалист, библиотека поможет быстро ввести его в курс дела.

Фрагмент UI-Kit

Заключение

В заключении напомним три главных правила, которые помогут сделать дизайн приложения:

  • Баланс функциональности и оригинальности

    Чтобы сервис получился полезным и приятным в использовании, дизайн должен быть практичным и эстетичным.

  • Минимализм помогает клиентам быстро сориентироваться в приложении

    Большое количество разнообразных UX и UI-элементов приводит к визуальному шуму. Он рассеивает внимание пользователей и снижает юзабилити сервиса.

  • Паттерны поведения пользователей — это важно

    UX/UI-исследования и гайдлайны операционных систем помогают сделать приложение максимально привычным и понятным для клиентов.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь