MVP в продакт-менеджменте: как и зачем создавать минимально жизнеспособный продукт
MVP в продакт-менеджменте: как и зачем создавать минимально жизнеспособный продукт
Концепция MVP одна из самых важных в продакт-менеджменте. Её смысл заключается в запуске «пилота» продукта с минимальной функциональностью, чтобы протестировать его жизнеспособность. А после — развивать и усложнять на каждом последующем этапе. В статье разберём, как правильно использовать концепцию MVP и что важно учитывать.
Что такое MVP
MVP (Minimum Viable Product) — это ранняя версия продукта с ограниченным набором функций, которых достаточно для привлечения первых пользователей и получения обратной связи для дальнейшего улучшения. Например, MVP мессенджера может быть приложение с единственной функцией отправки текстовых сообщений. А MVP онлайн-университета — одностраничный сайт, на котором юзеры выбирают и оплачивают курсы.
Ключевая идея MVP состоит в том, что вы создаёте реальный продукт, который можно показать пользователям. А затем следите за их реакцией, своевременно вносите изменения и дорабатываете функциональность. Такой подход позволяет минимизировать ресурсы на разработку и получить как можно больше информации от аудитории. Нередко компании тратят годы на развитие продукта, но оказывается, что они изначально выбрали неверный путь — насыщенное функциями приложение со сложным дизайном не нужно юзерам. MVP помогает проверить идею прежде чем тратить ресурсы на её реализацию.
Значение и важность MVP в бизнесе и разработке
Когда запускается новый продукт, появляется соблазн протестировать сразу несколько идей и гипотез. Такой подход опасен, поскольку может привести к неверным выводам, а иногда — к провалу продукта. Концепция MVP предполагает проверку только одной продуктовой гипотезы на каждом из этапов работы.
Какие задачи решает MVP:
Проверяет идею на жизнеспособность. Один их ключевых принципов MVP звучит так: «Если продукт можно не создавать — не создавайте». Даже ранняя версия продукта с ограниченным набором фичей должна быть полезной и решать какую-то проблему пользователя. В ходе тестирования MVP может показать отрицательный результат. Однако это ещё не повод закрывать продукт. Обычно продуктовые аналитики исследуют данные и предлагают решение, как можно исправить ситуацию. Например, пользователи MVP могли активно скачивать приложение доставки продуктов из магазинов, но не доходить до целевого действия — покупки. При анализе выяснилось, что проблема в выборе представленных магазинов — аудитории интересны супермаркеты, в которых можно заказать все: от бытовой химии до товаров первой необходимости. Расширение каталога магазинов помогло повысить коэффициент конверсии (Conversion Rate) — людей, совершивших целевое действие.
Собирает обратную связь. MVP позволяет оперативно провести тестирование на целевой аудитории и понять, готовы ли люди покупать и использовать продукт. Обратная связь пользователей — основной источник инсайтов, в какую сторону двигаться дальше и что делать.
Помогает привлечь инвесторов. MVP помогает заинтересовать в проекте инвесторов и привлечь дополнительные ресурсы. Для них вложиться в продукт, который уже вышел на рынок и сумел набрать первых пользователей, безопаснее, нежели в абстрактную идею, которая ещё не получила реализации. Например, Pebble начинал с прототипа умных часов и запуска краудфандинговой кампании на Kickstarter. Это позволило привлечь дополнительные инвестиции на производство и разработку.
Первые часы Pebble появились благодаря краудфандингу
Чем MVP отличается от PoC
MPV и PoC — инструменты, призванные снижать риски, связанные с запуском новых продуктов. Несмотря на сходства, они имеют ряд принципиальных различий, о которых важно помнить, чтобы правильно подобрать подход.
Proof of Concept (PoC) — это методология, которую используют для демонстрации возможности реализации идеи, технологии или функции. Её основная цель заключается в проверке технической осуществимости и жизнеспособность концепции, прежде чем вкладывать значительные ресурсы в ее разработку и внедрение.
Особенности PoC:
не предназначен для использования конечными пользователями;
разрабатывается для внутреннего тестирования и демонстрации техническим или бизнес-стейкхолдерам;
не требует полного набора функций или интерфейса, ориентированного на пользователя.
Используется на ранних этапах проекта, чтобы оценить возможность технической реализации идеи перед началом полной разработки.
Minimum Viable Product (MVP) — это концепция минимально жизнеспособного продукта. MVP включает в себя основные функции для удовлетворения первых пользователей и получения обратной связи, необходимой для дальнейшего улучшения и развития продукта.
Особенности MVP:
содержит минимально необходимый набор функций;
ориентирован на конечных пользователей, поэтому должен быть функциональным;
решает основные задачи пользователей, но может быть ограничен по функциям и интерфейсу.
Используется, когда важна скорость вывода продукта на рынок и получение ранней обратной связи от пользователей.
Виды и типы MVP
Существуют разные подходы к созданию MVP, но в мобильной разработке чаще всего используют MVP Флинстоуна и Консьерж MVP. Разберём их особенности.
MVP Флинстоуна: внешняя имитация функциональности, но реализация вручную
MVP Флинстоуна, или «Волшебник страны Оз» (Wizard Of Oz MVP) — концепция минимально жизнеспособного продукта, которая имитирует функциональность за счёт ручного труда команды. Пользователи видят полностью функциональный продукт со сложными автоматизированными процессами. Но в действительности это лишь «визуальная картинка», за которой скрывается обслуживание вручную. Если выполнение операций вручную показывает положительные результаты, идею полноценно берут в работу и создают настоящий автоматизированный продукт.
Пример MVP Флинстоуна — интернет-магазин Zappos. Он создавался как сайт, на котором выкладывали фотографии пар обуви местных брендов. Человек листал каталог, выбирал подходящую модель и оставлял заявку о покупке. А по ту сторону экрана сидел создатель стартапа, который лично приобретал выбранную обувь и отправлял её клиенту по почте.
Консьерж MVP: тестирование идеи без разработки софта
Консьерж MVP — концепция, в которой идею продукта тестируют без разработки софта. Вместо создания приложения или веб-сайта, все операции выполняются вручную командой, чтобы понять потребности пользователей и проверить жизнеспособность идеи.
С точки зрения фальсификации процесса концепция похожа на MVP Флинстоуна. Но разница в том, что в этом случае использование технологий полностью исключается, а не присутствует в урезанном формате. Юзеры понимают, что за выполнение функций отвечает живой человек, а не программа.
Пример — resale-платформа Place Chase. Изначально сервис для перепродажи люксовых вещей существовал в формате Telegram-канала. С пользователями общались менеджеры, которые вручную оформляли каждый заказ. Но когда спрос на товары увеличился, Telegram-канал превратился в полноценный веб-сайт с возможностью самостоятельного оформления заказа.
Прежде чем стать полноценным интернет-магазином Place Chase пришлось пройти путь от небольшого комьюнити любителей люкса и recale в формате Telegram-канала
Как выбрать подходящий тип MVP для вашего проекта
Нет единственно «правильного» способа создания MVP. Итоговый выбор зависит от цели проекта, технических особенностей и ресурсов.
Цель. На старте определяют ключевую гипотезу, которую хотят проверить. Это может быть гипотеза о спросе на продукт, его функциональности или модели монетизации. Если цель — просто протестировать спрос, консьерж MVP будет оптимальным вариантом. Если цель — проверить жизнеспособность и функциональность идеи, когда пользователи должны верить, что всё работает автоматически, подойдёт MVP Флинстоуна.
Технические возможности. Консьерж MVP не требует сложных технических решений, поскольку все операции выполняются вручную. Для MVP Флинстоуна необходимо разработать базовую версию продукта, которая затем будет развиваться и улучшаться.
Бюджет. Консьерж MVP обычно требует меньше начальных инвестиций в технологии и инфраструктуру, так как большую часть работы выполняют люди. Для MVP Флинстоуна нужны ресурсы на разработку и тестирование функциональности.
Этапы создания MVP
Нулевой этап: определение проблемы пользователя
На старте команда обсуждает общее видение будущего приложения. Необходимо чётко понять, с какими трудностями сталкиваются потенциальные клиенты. Для этого проводят серию качественных и количественных исследований. Качественные отвечают на вопрос «как» и направлены на понимание поведения пользователя. Например, они ответят на вопрос, почему пользователи покупают какой-то продукт. Количественные исследования отвечают на вопрос «сколько» и анализируют числовые оценки различных аспектов опыта пользователей. В этом случае мы сможем понять, сколько именно пользователей покупает или готово купить продукт.
В ходе этого этапа важно ответить на несколько вопросов:
Работал ли кто-то с этой идей ранее? Если да, каких результатов удалось добиться?
Достаточно ли проблема массовая, чтобы охватить широкую аудиторию и окупить затраты на реализацию?
Готовы ли пользователи платить за решение проблемы?
Определение ядра целевой аудитории
На этом этапе составляют портрет пользователя: возраст, пол, род деятельности, семейный статус, увлечения, уровень дохода. Одна из частых ошибок — создать MVP для широкой аудитории. При запуске ранней версии продукта следует ориентироваться на А-сегмент — основную часть аудитории, которая больше всех заинтересована в решении проблемы с помощью продукта.
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов — важная часть создания MVP. Этап помогает понять текущее состояние рынка, определить ключевые преимущества вашего продукта и выявить потенциальные угрозы.
Даже если кажется, что вы придумали новый и уникальный продукт, всё равно стоит изучить рынок. Возможно, похожие решения всё-таки существуют, и будет полезно проанализировать чужой опыт.
В ходе анализа важно определить, кто ваши основные конкуренты и распределить их на три категории: прямые, косвенные и потенциальные. Дальше необходимо изучить:
какие функции и особенности предлагает каждый конкурент;
какую модель монетизации использует;
на какую аудиторию ориентируется конкуренты;
какие каналы выбирают для распространения и продвижения продуктов.
SWOT-анализ
SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, который используется для оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также возможностей и угроз, с которыми он сталкивается. На этапе SWOT-анализа команда разработки занимается всесторонним исследованием и оценкой продукта, чтобы выявить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Процесс начинается с анализа внутренней среды, где команда оценивает сильные стороны продукта: уникальные функции, передовые технологии и конкурентные преимущества. Также рассматриваются слабые стороны: технические ограничения, недостаток ресурсов или возможные проблемы с интеграцией. Анализ помогает не только разработать продукт, но и выработать эффективную стратегию выхода на рынок и взаимодействия с целевой аудиторией.
Создание карты пути пользователя (Customer Journey Map)
Карта пути пользователя — это визуальное представление пути, который проходит клиент от момента осознания своей проблемы до её решения с помощью продукта или услуги. CJM позволяет поставить себя на место пользователя и понять, какие функции и элементы интерфейса наиболее важны и где могут возникать проблемы. Выявление и устранение возможных недочетов помогает сделать так, чтобы юзеры переходили от предыдущего шага к следующему, а не прекращали использование продукта, не достигнув конечной цели.
Определение ключевых функций продукта
Возможно, итоговая версия продукта будет решать сразу несколько проблем пользователя. Однако на ранних этапах большое количество возможностей может путать юзеров. И в результате вы не сможете протестировать идею и получите некорректные данные.
В рамках MVP выделяют основные фичи, которые способствуют решению главной задачи. Таких функций не должно быть много — одной-двух достаточно. Прочие возможности стоит отсортировать в порядке приоритетности, добавить в бэклог и приступать к их реализации только после сбора обратной связи и анализа результатов тестирования.
Выбор метода управления и разработки
Для создания MVP обычно используют следующие методы разработки:
Agile — гибкий метод, который фокусируется на быстрой адаптации к изменениям и постоянном улучшении продукта. Разработка продукта происходит в спринтах, это позволяет постоянно получать обратную связь и дорабатывать приложение.
Scrum — это фреймворк Agile. Он структурирует процесс разработки в серии спринтов, обычно длительностью от 1 до 4 недель. MVP создают на этапе первого спринта, а затем команда обновляет продукт на основе информации от пользователей. В Scrum есть три ключевые роли: владелец продукта, Scrum-мастер и команда разработки. После каждого спринта команда проводит ретроспективу, чтобы обсудить, что прошло хорошо, что можно улучшить, и как это сделать.
Kanban — это метод управления проектами, который визуализирует процесс работы. Kanban подразумевает использование досок для отображения задач и их состояния — «В работе», «Согласование», «Доработка». Когда появится отзыв от пользователя и команда поймёт, что он полезен, поставит задачу в работу и назначит ответственного. Kanban будет полезен после релиза первой версии приложения, чтобы постепенно его дорабатывать.
Экстремальное программирование (XP) — метод ориентирован на повышение качества приложения и гибкость в ответ на меняющиеся требования. Программисты работают в парах, где один пишет код, а другой его проверяет.
Методологии могут быть адаптированы под конкретные условия, а их выбор зависит от особенностей вашего проекта, команды и целей. Например, мы отдаём предпочтение гибким методологиям управления — работаем по Agile. А в зависимости от специфики проекта можем применять разные фреймворки — Scrum или Kanban.
Практическое применение и тестирование MVP
Практическое применение и тестирование MVP требуют внимательного подхода к реализации и сбору обратной связи, чтобы максимизировать ценность для пользователей и выявить возможные улучшения.
Сбор и анализ обратной связи от первых пользователей
Сбор и анализ обратной связи от первых пользователей является критическим этапом в процессе тестирования MVP. Этап позволяет оценить, насколько ваш продукт соответствует ожиданиям пользователей, выявить его сильные и слабые стороны и определить направления для улучшения.
Первую версию продукта тестируют на узкой группе пользователей — это альфа-тестирование. Обычно в качестве первых опрашиваемых выступают друзья, родственники и знакомые. Если в ходе альфа-тестирования не обнаруживается критических нарушений, переходят к бета-тестированию, когда продукт показывают потенциальным потребителям.
Спустя одну-две недели использования собирают и анализируют обратную связь. Затем дорабатывают MVP на основе данных и снова тестируют. Важно учитывать все полученные отзывы для улучшения продукта. Не бойтесь отрицательных оценок — в них часто содержится полезная информация. Если пользователь недоволен, он подробно расскажет вам, что именно его не устраивает, а вы сможете исправить эти недостатки.
Длительность и количество циклов тестирования-доработки зависит от специфики продукта. В некоторых случаях найти полноценное решение удаётся уже на второй цикл, а где-то требуется целая серия. Не исключено, что спустя несколько итераций придётся вернуть на первый этап и отвергнуть все гипотезы, разработанные в ходе работы. В любом случае при принятии решений вы будете опираться на данные и факты, а не абстрактные размышления.
Использование результатов для планирования обновлений
Использование результатов тестирования для планирования обновлений — ключевой аспект успешного развития продукта. Этот процесс помогает адаптировать продукт в соответствии с реальными потребностями пользователей и улучшать его на основе полученной обратной связи.
В ходе анализа обратной связи важно найти повторяющиеся паттерны и общие темы. Например, если многие пользователи жалуются на неудобный интерфейс, необходимо пересмотреть сценарии и понять, в каком конкретно месте у пользователей возникают сложности. А затем предложить доработанный вариант.
Изменения стоит внедрять постепенно. Начинать с самых критичных и значимых для пользователей, и постепенно переходить к менее приоритетным из бэклога.
Примеры успешных компаний, начавших с MVP
Многие компании начали свою деятельность с минимально жизнеспособного продукта, чтобы протестировать идеи на рынке и получить обратную связь от пользователей.
Dropbox. Облачный сервис для хранения файлов начал с простой презентации. В видео основатель Дрю Хьюстон продемонстрировал концепцию Dropbox и показал, как пользователи могут хранить и синхронизировать файлы между устройствами. Видео привлекло большое внимание к продукту, позволило команде собрать отзывы и улучшить сервис перед его полноценным запуском. Dropbox быстро вырос и стал одной из ведущих компаний в области облачного хранения данных.
Airbnb. Онлайн-платформа для краткосрочной аренды жилья была создана в виде веб-сайта. Основатели Брайан Чески и Джо Геббиа создали сайт, чтобы сдавать квартиру во время крупной конференции в Сан-Франциско. Идея оказалась востребованной — пользователи оценили такой сервис. Сегодня Airbnb является одной из самых известных компаний в сфере аренды жилья.
Airbnb расшифровывается как Air bed and breakfast — надувные матрасы и завтрак. В 2007 сайт мог предложить только такой набор услуг, фото: Techcrunch
Facebook. Крупнейшая социальная сеть изначально была небольшим сайтом только для студентов Гарвардского университета. Марк Цукерберг запустил сайт «TheFacebook», чтобы студенты создавали там профили, добавляли друзей и переписывались. Проект быстро стал популярным среди студентов, и Цукерберг дал доступ к платформе другим университетам, а затем и всем пользователям интернета. Сегодня Facebook — глобальная социальная сеть с миллиардами пользователей.
Распространенные ошибки при создании MVP
Расскажем о самых распространённых ошибках.
Ошибка 1. Пытаться сделать идеально
MVP — это не итоговая версия приложения, а тестирование гипотез, поэтому такой продукт не должен быть идеальным. Вы будете стремиться к идеалу, когда соберёте первые отзывы и начнёте дорабатывать изначальное приложение. Если идея крутая, то пользователям зайдёт и недоработанный продукт без множества функций.
Ошибка 2. Сделать как получится
Сделать не идеально — не значит «сделать на коленке как получится». Даже если это MVP, продукт должен быть качественным, чтобы пользователи захотели его использовать. Например, Google в 2015 году приостановил производство очков виртуальной реальности из-за проблем с качеством, дискомфорта при ношении и проблем с конфиденциальностью.
Ошибка 3. Игнорировать обратную связь
Действия должны быть направлены на сбор отзывов. Если игнорировать замечания пользователей и не вносить корректировки в продукт, можно упустить важные моменты, которые не позволят обогнать конкурентов.
Коротко о главном
Концепция MVP — то, что помогает реализовывать свои продукты качественно и вовремя. Ключевой принцип — делать быстро. Если уходить в разработку больше чем на шесть месяцев, можно утонуть в чрезмерных расходах и так и не дойти до цели. Отчасти это связано и с динамикой развития технологий, и изменениями в обществе: если есть какая-то проблема, которую можно решить MVP-продуктом, скорее всего, кто-то уже занимается её проработкой.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь