Сделали приложение для слабовидящих вместе со Сбером

  • Приложение

  • Android

  • iOS

Intro

Тифлокомментарии — специально подготовленное аудио-описание сцен, действий и объектов, которое помогает людям с нарушением зрения целостно воспринимать информацию. С помощью приложения «Искусство.Вслух» слабовидящие и незрячие люди могут слушать постановки с тифлокомментариями и расширять границы восприятия без использования специального оборудования.

01

Интро

Театр для незрячих

В рамках фестиваля «Золотая маска» 2017 «Сбербанк» совместно со «Всероссийским Обществом Слепых» (ВОС) решил представить первое в России приложение для прослушивания тифлокомментариев к театральным постановкам. Нас пригласили выступить в роли технологического партнёра и исполнителя на проекте.

02

Задача

Дать незрячим людям возможность наслаждаться театром

Для создания уникального приложения с тифлокомментариями для спектаклей нам нужно было проанализировать возможные технические решения и предложить подходящий вариант для театров.

При проектировании, дизайне и разработке необходимо было учесть специфические особенности пользователей, чтобы человек с нарушениями зрения мог без труда использовать приложение.

У вас есть похожая задача? Давайте обсудим!

03

Решение

Создать уникальное приложение с тифлокомментариями

Помимо приложений под iOS и Android мы разработали серверную часть, базу данных и панель оператора, с помощью которой ответственный сотрудник театра запускает тифлокомментарии в нужный момент спектакля. Это обеспечивает наиболее простой и надёжный сценарий работы системы.

Заголовок

«Нашей задачей было попробовать создать платформу, которая позволит театрам самостоятельно привлекать незрячих без больших усилий. Реализация технологического решения на смартфонах (которые сейчас распространены среди слабовидящих) — это оптимальный вариант, чтобы ускорить проникновение тифлокомментирования в театры и дать возможность незрячим в любом крупном городе наслаждаться спектаклями. Мы рискнули и решили первыми разработать это приложение. В команду мы, разумеется, позвали опытных партнёров.»

Полина Махольд

Руководитель маркетинга мобильных проектов и платформ «Сбербанка»

Опыт пользователей

Чтобы начать прослушивать тифлокомментарии, пользователю нужно лишь прийти в театр, запустить приложение и надеть наушники. Как только начнётся спектакль, пользователь услышит аудио-описание происходящего. Подключение к Wi-Fi происходит автоматически на Android. iPhone технически не имеет такой возможности, поэтому приложение подсказывает, к какой сети нужно подключиться, и предлагает это сделать.

Заголовок

«Важно, что никому из зрителей не понадобилась помощь в знакомстве с интерфейсом приложения, все смогли начать использовать его самостоятельно. Непосредственно на спектаклях всё прошло замечательно и приложение смогло реализовать самую важную задачу — стать невидимым (т.е. не отвлекать как-либо на себя, ошибками или ненужными напоминаниями) в выполнении своей задачи.»

Михаил Корнеев

Координатор проекта «ВОС-фильм»

Синхронизация комментариев

Формат приложения с тифлокомментариями раньше использовался только для фильмов. Но, в отличие от кино, в театре запуск тифлокомментариев не может быть автоматизирован. Здесь бывают задержки, импровизация, изменения в сценарии.

Чтобы привязать комментарии к паузам в спектаклях, мы проанализировали 3 способа синхронизации и предложили оптимальный вариант с точки зрения сроков реализации, надёжности и удобства использования. Вариант использования локальной сети оказался наиболее надёжным и требующим минимальных усилий от пользователей.

Экран с произведениями

Требования к театрам

В театрах часто бывают проблемы со связью. Иногда стоят специальные «глушилки», чтобы не мешать спектаклю. Поэтому наличие локальной сети — необходимое условие для надёжной передачи информации. Каждому театру, участвующему в проекте, выдали настроенный Wi-Fi роутер и ноутбук — их достаточно включить в розетку, и инфраструктура для тифлокомментариев готова.

Панель оператора

Тифлооператор — это человек, который запускает аудиофайлы и сопровождает постановку. Схожая технология используется для подачи субтитров в операх. Поэтому в каждом театре есть штатный сотрудник, способный справиться с этой задачей. Мы создали простое приложение для запуска дорожек с аудиофайлами. Работа с панелью оператора не составляет труда, и её легко внедрить в любой театр.

Заголовок

«Самым ценным отзывом являются лица незрячих зрителей (это не опечатка, незрячие — также зрители), с которыми они выходили со спектаклей. Трудно словами передать читаемую на них гамму эмоций и впечатлений. В первую очередь, за это нужно благодарить замечательные спектакли выбранные для старта проекта, а радость и эмоции зрителей — это дополнительное подтверждение того, что всё (организация, тифлокомментарий, а также передающее его приложение) было сделано правильно.»

Михаил Корнеев

Координатор проекта «ВОС-фильм»

Интерфейс, доступный каждому

Каким должен быть интерфейс приложения для людей, которые не отчётливо видят экран? Как они поймут куда нажимать? Дизайн и шрифт в приложении «Искусство.Вслух» подобраны с учётом потребностей слабовидящих и согласованы с «ВОС». Поддержка технологий голосового сопровождения интерфейса, TalkBack для Android и VoiceOver для iOS, позволяют даже полностью незрячим людям ориентироваться в приложении.

Тонкости тестирования

Чтобы удостовериться в том, что незрячие смогут пользоваться приложением, и проверить корректность работы голосовых ассистентов, тестировщики специально проверяли все функции с закрытыми глазами. Члены Всероссийского Общества Слепых тоже принимали участие в тестировании приложения.

Заголовок

«Разработчикам удалось найти простой и понятный подход для реализации интерфейса. Особенно приятно то, что приложение при этом осталось визуально приятным для зрячих. Зачастую при разработке интерфейса для незрячих об этом не думают и злоупотребляют контрастами и размерами элементов.»

Михаил Корнеев

Координатор проекта «ВОС-фильм»

Атмосфера спектакля в приложении

Текст тифлокомментриев озвучивали профессиональные актёры: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд и Анатолий Белый. Это позволяет ещё больше прочувствовать атмосферу театра и получить впечатления от спектакля. Теперь у людей с нарушением зрения появилась возможность участвовать в театральной жизни.

Заголовок

«Чем больше всевозможных приложений, позволяющих людям обрести тот мир, которые видят все остальные, тем лучше.»

Евгений Денисов

Руководитель проектов, MobileUp

04

Итог

Сделали мир чуточку лучше

Приятно было принять участие в таком добром и светлом проекте. Помимо интересных технических задач мы решили главную, человеческую — помогли людям лучше ощущать театр.

05

Команда

Команда проекта

  • Руководитель проекта

    Евгений Денисов

  • Арт-директор

    Филипп Фильченко

  • Дизайн

    Ильяс Гайфуллин

  • Технический директор

    Евгений Валеев

  • iOS-разработка

    Алексей Немыченков, Полина Демидова

  • Android‑разработка

    Дмитрий Горбунов

  • Тестирование

    Александра Кочеткова, Илья Билтуев

  • Документирование

    Антон Витязев

01

Похожие проекты

02

Сотрудничество

Контакты

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь