Сделали приложение для слабовидящих вместе со Сбером
Приложение
Android
iOS
Интро
Тифлокомментарии — специально подготовленное аудио-описание сцен, действий и объектов, которое помогает людям с нарушением зрения целостно воспринимать информацию. С помощью приложения «Искусство.Вслух» слабовидящие и незрячие люди могут слушать постановки с тифлокомментариями и расширять границы восприятия без использования специального оборудования.
Интро
Театр для незрячих
В рамках фестиваля «Золотая маска» 2017 «Сбербанк» совместно со «Всероссийским Обществом Слепых» (ВОС) решил представить первое в России приложение для прослушивания тифлокомментариев к театральным постановкам. Нас пригласили выступить в роли технологического партнёра и исполнителя на проекте.
Задача
Дать незрячим людям возможность наслаждаться театром
Для создания уникального приложения с тифлокомментариями для спектаклей нам нужно было проанализировать возможные технические решения и предложить подходящий вариант для театров.
При проектировании, дизайне и разработке необходимо было учесть специфические особенности пользователей, чтобы человек с нарушениями зрения мог без труда использовать приложение.
У вас есть похожая задача? Давайте обсудим!
Решение
Создать уникальное приложение с тифлокомментариями
Помимо приложений под iOS и Android мы разработали серверную часть, базу данных и панель оператора, с помощью которой ответственный сотрудник театра запускает тифлокомментарии в нужный момент спектакля. Это обеспечивает наиболее простой и надёжный сценарий работы системы.
Заголовок
«Нашей задачей было попробовать создать платформу, которая позволит театрам самостоятельно привлекать незрячих без больших усилий. Реализация технологического решения на смартфонах (которые сейчас распространены среди слабовидящих) — это оптимальный вариант, чтобы ускорить проникновение тифлокомментирования в театры и дать возможность незрячим в любом крупном городе наслаждаться спектаклями. Мы рискнули и решили первыми разработать это приложение. В команду мы, разумеется, позвали опытных партнёров.»
Опыт пользователей
Чтобы начать прослушивать тифлокомментарии, пользователю нужно лишь прийти в театр, запустить приложение и надеть наушники. Как только начнётся спектакль, пользователь услышит аудио-описание происходящего. Подключение к Wi-Fi происходит автоматически на Android. iPhone технически не имеет такой возможности, поэтому приложение подсказывает, к какой сети нужно подключиться, и предлагает это сделать.
Заголовок
«Важно, что никому из зрителей не понадобилась помощь в знакомстве с интерфейсом приложения, все смогли начать использовать его самостоятельно. Непосредственно на спектаклях всё прошло замечательно и приложение смогло реализовать самую важную задачу — стать невидимым (т.е. не отвлекать как-либо на себя, ошибками или ненужными напоминаниями) в выполнении своей задачи.»
Синхронизация комментариев
Формат приложения с тифлокомментариями раньше использовался только для фильмов. Но, в отличие от кино, в театре запуск тифлокомментариев не может быть автоматизирован. Здесь бывают задержки, импровизация, изменения в сценарии.
Чтобы привязать комментарии к паузам в спектаклях, мы проанализировали 3 способа синхронизации и предложили оптимальный вариант с точки зрения сроков реализации, надёжности и удобства использования. Вариант использования локальной сети оказался наиболее надёжным и требующим минимальных усилий от пользователей.
Экран с произведениями
Требования к театрам
В театрах часто бывают проблемы со связью. Иногда стоят специальные «глушилки», чтобы не мешать спектаклю. Поэтому наличие локальной сети — необходимое условие для надёжной передачи информации. Каждому театру, участвующему в проекте, выдали настроенный Wi-Fi роутер и ноутбук — их достаточно включить в розетку, и инфраструктура для тифлокомментариев готова.
Панель оператора
Тифлооператор — это человек, который запускает аудиофайлы и сопровождает постановку. Схожая технология используется для подачи субтитров в операх. Поэтому в каждом театре есть штатный сотрудник, способный справиться с этой задачей. Мы создали простое приложение для запуска дорожек с аудиофайлами. Работа с панелью оператора не составляет труда, и её легко внедрить в любой театр.
Заголовок
«Самым ценным отзывом являются лица незрячих зрителей (это не опечатка, незрячие — также зрители), с которыми они выходили со спектаклей. Трудно словами передать читаемую на них гамму эмоций и впечатлений. В первую очередь, за это нужно благодарить замечательные спектакли выбранные для старта проекта, а радость и эмоции зрителей — это дополнительное подтверждение того, что всё (организация, тифлокомментарий, а также передающее его приложение) было сделано правильно.»
Интерфейс, доступный каждому
Каким должен быть интерфейс приложения для людей, которые не отчётливо видят экран? Как они поймут куда нажимать? Дизайн и шрифт в приложении «Искусство.Вслух» подобраны с учётом потребностей слабовидящих и согласованы с «ВОС». Поддержка технологий голосового сопровождения интерфейса, TalkBack для Android и VoiceOver для iOS, позволяют даже полностью незрячим людям ориентироваться в приложении.
Тонкости тестирования
Чтобы удостовериться в том, что незрячие смогут пользоваться приложением, и проверить корректность работы голосовых ассистентов, тестировщики специально проверяли все функции с закрытыми глазами. Члены Всероссийского Общества Слепых тоже принимали участие в тестировании приложения.
Заголовок
«Разработчикам удалось найти простой и понятный подход для реализации интерфейса. Особенно приятно то, что приложение при этом осталось визуально приятным для зрячих. Зачастую при разработке интерфейса для незрячих об этом не думают и злоупотребляют контрастами и размерами элементов.»
Атмосфера спектакля в приложении
Текст тифлокомментриев озвучивали профессиональные актёры: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд и Анатолий Белый. Это позволяет ещё больше прочувствовать атмосферу театра и получить впечатления от спектакля. Теперь у людей с нарушением зрения появилась возможность участвовать в театральной жизни.
Заголовок
«Чем больше всевозможных приложений, позволяющих людям обрести тот мир, которые видят все остальные, тем лучше.»
Итог
Сделали мир чуточку лучше
Приятно было принять участие в таком добром и светлом проекте. Помимо интересных технических задач мы решили главную, человеческую — помогли людям лучше ощущать театр.
Команда
Команда проекта
- Руководитель проекта
Евгений Денисов
- Арт-директор
Филипп Фильченко
- Дизайн
Ильяс Гайфуллин
- Технический директор
Евгений Валеев
- iOS-разработка
Алексей Немыченков, Полина Демидова
- Android‑разработка
Дмитрий Горбунов
- Тестирование
Александра Кочеткова, Илья Билтуев
- Документирование
Антон Витязев
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь