Гайд по выбору языка программирования для разработки мобильных приложений

Гайд по выбору языка программирования для разработки мобильных приложений

Одно из ключевых решений, которое нужно принять перед началом проекта: на каком языке программирования вести разработку. От выбора зависят функциональность и производительность будущего сервиса, а ещё скорость и стоимость написания кода. В статье обсудим, какой язык выбрать для создания мобильных приложений с учётом бизнес-задачи и специфики продукта.

Какие языки программирования для создания приложений бывают

Языки программирования бывают нативными и кроссплатформенными. Первые предназначены для разработки мобильных приложений специально под iOS или Android. Они обеспечивают лучшую совместимость с функциями устройства. Вторые позволяют создавать сервисы для нескольких операционных систем одновременно. Они ускоряют процесс разработки, но могут иметь некоторые ограничения в производительности и функциональности. Рассмотрим, какие языки считаются «родными» для iOS и Android, а какие — универсальными для обеих платформ.

iOS — Apple

Раньше нативные приложения для устройств Apple писали на Objective-C. Язык широко применялся в операционной системе NeXTSTEP, которая легла в основу macOS и iOS. На нём написаны такие приложения как WhatsApp и Angry Birds. Поскольку язык создавался в 1980-е годы, он не учитывает многие возможности современных девайсов и уступает более молодым технологиям в производительности.

В 2014 году разработчики Apple представили язык программирования Swift, созданный на замену Objective-C. Он взял лучшее от своего предшественника и исправил его недостатки: упростил синтаксис, повысил читаемость и производительность кода, а также его устойчивость к ошибкам. Теперь большинство проектов, заточенных под iOS, создаётся на Swift. Среди них — Uber, YouTube, WordPress и Firefox.

Android — Google

Самый популярный язык для разработки приложений под Android — Java. Долгое время он был основным для этой операционной системы и использовался в создании мобильных сервисов Netflix, Amazon, eBay и LinkedIn.

В 2011 году компания JetBrains представила новый язык программирования — Kotlin. Его создали в качестве современной альтернативы Java, и в отличие от своего предшественника он получился более лаконичным. Для программирования на Kotlin требуется меньше шаблонного кода, что ускоряет разработку и упрощает поддержку продуктов.

В 2019 году Google признал Kotlin официальным языком для приложений под Android. На нём написаны такие популярные сервисы как Pinterest, Duolingo, Dropbox, а крупные корпорации вроде Adobe переводят на него существующие проекты.

Кроссплатформенные

На кроссплатформенных языках программирования создают продукты, которые работают и на iOS, и на Android. Разработчики пишут единую кодовую базу для обеих платформ, а затем адаптируют отдельные фрагменты кода под особенности каждой ОС, чтобы приложение выглядело и работало, как нативное. Это сокращает сроки релиза и экономит бюджет заказчика. Однако производительность кроссплатформенных приложений и совместимость с функциями устройства может быть ниже, чем у нативных.

Кроссплатформенная разработка часто ведётся на языках Dart, JavaScript и C#. Чтобы упростить процесс, используют фреймворки Flutter, React Native и Xamarin. Они предлагают библиотеки и инструменты, которые помогают быстро сформировать структуру проекта.

Плюсы и минусы нативных и кроссплатформенных языков

Языки программирования для разработки приложений на iOS

Рассмотрим особенности языков программирования для создания мобильных приложений для IPhone.

Swift

Swift считается стандартом в разработке приложений для iOS. На нём пишут большинство новых продуктов, а старые проекты переводят на него с Objective-C.

Особенности Swift:

Лаконичный синтаксис. Swift предлагает упрощённый принцип работы с повторяющимися строками и позволяет писать приложения без лишних символов и пунктуации. Код получается компактным, что снижает количество опечаток и других ошибок, которые могут вызывать баги.

Мультипарадигменность. Swift поддерживает объектно-ориентированное и функциональное программирование. В первом случае программа состоит из объектов — фрагментов программного кода. Они описывают разные элементы приложения и их характеристики. Например, объектом может быть персонаж в игре. Во втором случае сервис рассматривается как набор функций. Сочетание двух парадигм позволяет выбирать подход с учётом специфики проекта.

Автоматическое управление памятью. Swift автоматически удаляет ненужные объекты и освобождает место для новых данных. Это улучшает производительность и отзывчивость приложений.

Статическая типизация. Когда разработчики создают переменные, они указывают тип данных, которые она может хранить. Например, только числа. Это снижает вероятность сбоев в работе приложения.

Objective-C

В последние годы сфера применения Objective-C сократилась. Раньше на нём разрабатывали новые приложения, а сейчас язык используют в основном для поддержки легаси-кода. Среди причин — громоздкий синтаксис и низкая производительность.

Особенности Objective-C:

Объектно-ориентированное программирование. Обеспечивает модульность кода и упрощает масштабирование сервисов. Разработчики могут вносить изменения в отдельные участки программы без нарушения логики работы других компонентов.

Динамическая типизация. Программисты могут писать код быстрее, поскольку Objective-C автоматически определяет типы данных во время выполнения программы — их не нужно указывать во время разработки. Одна и та же переменная может принимать значения разных типов в разных частях приложения. Это делает язык более гибким, однако может вызывать баги в работе приложения.

Ручное управление памятью. В Objective-C разработчики контролируют использование памяти и освобождают её вручную. Это требует времени, но позволяет избежать задержек, связанных с автоматической очисткой. Она может временно приостанавливать выполнение программы.

Сравнение Swift и Objective-C

Языки программирования для создания приложений на Android

Разберём основные характеристики языков, на которых пишут приложения для Android.

Kotlin

На Kotlin можно создавать десктопные и мобильные приложения для разных ОС, однако ориентирован он на разработку под Android. Компания JetBrains примерно раз в полгода выпускает обновления языка, а поддержка Google гарантирует его долгосрочное развитие.

Особенности Kotlin:

Простой и чистый код. В Kotlin используются синтаксические конструкции, которые делают код более компактным и снижают количество ошибок. Они позволяют запрограммировать простые опции одной строкой и сосредоточиться на реализации сложных фичей.

Модульная структура. Kotlin придерживается объектно-ориентированного подхода к программированию. Код состоит из блоков, каждый из которых решает отдельную задачу. Блоки удобно тестировать и можно использовать повторно в разных частях приложения.

Система нулевой безопасности. У Kotlin есть механизм, который защищает приложение от некорректного отображения данных. Он не даёт присваивать объектам нулевые ссылки, которые указывают на «пустые» места в памяти. Система нулевой безопасности срабатывает, если ошибка может стать причиной сбоя в работе сервиса.

Масштабируемость. Одна из фичей Kotlin — расширения (extensions). Её используют, чтобы добавлять новые функции и характеристики к существующим классам и при этом не менять исходный код. Это позволяет расширять функциональность сервиса и предотвращает появление багов в работающих частях приложения.

Java

Java уступает Kotlin в читаемости кода. Он требует написания большего количества строк для решения одних и тех же задач. Длинные предложения затрудняют понимание структуры приложения и его поддержку. Однако Java всё ещё довольно популярен в мобильной разработке.

Особенности Java:

Простое развёртывание. Код запускается в специальной среде — виртуальной машине Java Virtual Machine (JVM). Это обеспечивает независимость от операционной системы и оборудования и позволяет запускать код на различных устройствах.

Высокая безопасность. Код на Java компилируется в байт-код, который проверяется перед выполнением программы. Также у языка есть встроенные механизмы, которые защищают приложения от вредоносного кода и несанкционированного доступа к данным.

Многопоточность. Приложение может выполнять несколько задач одновременно. Такая концепция подходит для высоконагруженных систем и повышает производительность сервиса.

Плюсы Kotlin и Java

Кроссплатформенные языки программирования

Поговорим о плюсах и минусах языков программирования, которые позволяют создавать приложения сразу под несколько операционных систем.

Dart + Flutter

Dart — язык программирования от компании Google, на котором построен кроссплатформенный фреймворк Flutter. Он обеспечивает близкие к нативным производительность и внешний вид приложений. С его помощью разрабатывались сервисы The Hole, Google Реклама, аптека «Ригла» и другие.

Особенности Dart и Flutter:

Компилируемость. Dart — компилируемый язык. Благодаря специальной утилите он преобразуется в машинный код, который понимают разные платформы. Готовые продукты адаптируются под разные операционные системы и быстро запускаются.

Ориентированность на мобильную разработку. Язык заточен под создание интерфейсов. Он предлагает много фишек, которые ускоряют проектирование. Например, горячая перезагрузка (hot reload) позволяет редактировать код и видеть изменения в интерфейсе без перезапуска программы.

Факультативная типизация. Dart поддерживает статическую и динамическую типизацию. Разработчики могут выбрать подход в зависимости от задачи. Например, статическая типизация подходит для приложений, где требуются высокая безопасность и скорость выполнения программы. Динамическая — для проектов, где важна гибкость и читаемость кода.

JavaScript + React Native

JavaScript — объектно-ориентированный язык с динамической типизацией, который широко применяется в мобильной разработке. На нём работает кроссплатформенный фреймворк React Native от компании Meta*. Его используют для поддержки Instagram, Facebook и Skype и других крупных сервисов.

Особенности JavaScript и React Native:

Интерпретируемость. Код на JavaScript не нужно предварительно компилировать. Он выполняется строчка за строчкой с помощью программы-интерпретатора во время запуска приложения. Это позволяет быстро тестировать и редактировать кодовую базу, но может снижать производительность сервиса.

Многофункциональность. На JavaScript пишут и клиентскую, и серверную часть приложений. Возможностей языка достаточно для создания интерактивных пользовательских интерфейсов и реализации сложной бизнес-логики и работы с данными.

Быстрое обновление. В React Native встроена облачная служба CodePush. Она позволяет редактировать код на удалённом сервере и автоматически отправлять обновления на девайсы пользователей. Благодаря этому разработчики могут быстро устранять баги и внедрять новые фичи без загрузки новых версий приложения в сторы.

C# + Xamarin

C# — язык общего назначения от компании Microsoft. Он используется в кроссплатформенном фреймворке Xamarin и подходит для создания игр, мобильных и веб-приложений. Например, он применялся в создании сервисов BBC Good Food, Alaska Airlines, Paint.NET и AutoCAD.

Особенности C# и Xamarin:

Понятный синтаксис. C# похож на Java. В нём много «синтаксического сахара» — способов сократить код и сделать его более читаемым. Это упрощает его поддержку и совместную работу команды. Если к проекту подключится новый специалист, он сможет быстро вникнуть в структуру программы, при необходимости исправить ошибки в коде и провести рефакторинг.

Автоматический сборщик мусора. Механизм, который отвечает за автоматическую очистку памяти от кэша, ссылок и прочих невостребованных объектов. Разработчикам не нужно вручную удалять фрагменты кода, которые не используются.

Асинхронное программирование. Концепция, благодаря которой сложные операции не блокируют работу сервиса. Например, пока он загружает данные с сервера, пользователь видит анимированную заставку. Это повышает производительность и отзывчивость приложения.

Сравнение Dart, React Native и C#

Другие популярные языки программирования

Рассмотрим, какие ещё языки программирования можно использовать для разработки мобильных приложений.

C++

C++ — универсальный язык. По сравнению с более современными технологиями, у него довольно сложный синтаксис. Зато он поддерживается большинством операционных систем и обеспечивает высокую производительность мобильных приложений.

Особенности C++:

Скорость вычислений. Обрабатывает данные быстрее большинства высокоуровневых языков и эффективно справляется со сложными вычислениями. Благодаря этому приложения не зависают и без задержек реагируют на действия пользователей.

Разные стили программирования. C++ поддерживает процедурное, абстрактное, объектно-ориентированное и обобщённое программирование, поэтому подходит для решения разнообразных задач. Разработчики могут выбирать стиль написания программы самостоятельно с учётом особенностей проекта.

Шаблоны. Они позволяет создавать универсальные алгоритмы, которые можно адаптировать к разным типам данных. Это делает код более гибким, позволяет использовать его фрагменты повторно и ускоряет разработку.

Python

Python — объектно-ориентированный язык с динамической типизацией. Он стремится к лаконичности и читаемости кода, однако редко используется в мобильной разработке. Обычно его применяют для быстрого создания прототипов.

Особенности Python:

Понятный синтаксис. Грамматика и синтаксис Python близки к естественным языкам. Это ускоряет разработку, повышает читаемость кода и делает его менее зависимым от операционной системы.

Интерпретируемый язык. Код обрабатывается строчка за строчкой во время выполнения программы. Это даёт возможность быстро тестировать сервис и исправлять баги без предварительной сборки приложения.

Совместимость. Python можно интегрировать с другими языками программирования, например, с Java, C и C++. С его помощью можно быстро расширить функциональность приложения. Готовый код запускается на разных платформах, в том числе на iOS и Android.

Как выбрать язык программирования — сравнение и рекомендации

Сравниваем ключевые характеристики разных языков программирования и делимся практическими советами по выбору подходящей технологии.

Подробное сравнение языков по параметрам

Сравним языки по трём параметрам, которые влияют на скорость разработки приложений и пользовательский опыт.

  • Swift

    Производительность: быстрый (в 2.6 раз быстрее Objective-C)

    Экосистема: Swift — молодой язык, поэтому экосистема пока формируется

    Сообщество: активно растущее сообщество

  • Objective-C

    Производительность: умеренная, но менее быстрая по сравнению со Swift

    Экосистема: обширная экосистема со множеством библиотек, фреймворков и плагинов

    Сообщество: сообщество уменьшается, так как многие разработчики переходят с Objective-C на Swift

  • Java

    Производительность: высокая производительность, особенно на серверной стороне

    Экосистема: развитая экосистема с разнообразием библиотек, фреймворков и подробной документацией

    Сообщество: огромное сообщество разработчиков, которое выпускает много дополнительных материалов

  • Kotlin

    Производительность: сравнима с Java, язык оптимизирован для Android

    Экосистема: экосистема на стадии формирования. Постепенно пополняется библиотеками и плагинами

    Сообщество: растущее сообщество. Технология активно поддерживается Google и командой JetBrains

  • Dart

    Производительность: быстрый благодаря компиляции кода

    Экосистема: развивающаяся экосистема. Google поддерживает язык, выпускает для него новые библиотеки и инструменты

    Сообщество: сообщество меньше, чем у JavaScript, но активно растёт

  • C#

    Производительность: высокая производительность, особенно в играх

    Экосистема: развитая экосистема. Для C# доступно много библиотек, в том числе мощная библиотека классов платформы .NET

    Сообщество: большое и активное сообщество

  • JavaScript

    Производительность: умеренная производительность на клиенте, высокая на сервере

    Экосистема: обширная экосистема с фреймворками, библиотеками, видеоуроками и другими полезными материалами

    Сообщество: огромное сообщество разработчиков

  • C++

    Производительность: очень высокая производительность, близка к аппаратному уровню

    Экосистема: широкая экосистема. Для C++ создано много библиотек и компиляторов

    Сообщество: большое и активное сообщество

  • Python

    Производительность: низкая по сравнению с другими языками, но достаточная для многих задач

    Экосистема: богатая экосистема с библиотеками и фреймворками для веб-разработки, анализа данных, машинного обучения и автоматизации

    Сообщество: огромное и дружное сообщество, которое активно участвует в профессиональных мероприятиях

Рекомендации по выбору языка в зависимости от цели

Выбор языка программирования зависит от типа мобильного приложения, операционной системы, бизнес-ниши и других особенностей продукта.

Python. Подходит для реализации проектов с простой логикой и в сфере искусственного интеллекта. Идеален для быстрой разработки прототипов.

Java. Часто используется для создания корпоративных и банковских приложений, а также других сервисов, для которых важны масштабируемость и безопасность данных.

С#. Оптимальный вариант для разработки мобильных игр и приложений с насыщенной графикой и анимацией.

C++. Один из основных языков программирования для приложений в нише IoT — интернета вещей. Также популярен в создании игр и мобильных банков.

Swift. Разработка мобильных приложений для iOS, macOS и других операционных систем экосистемы Apple.

Kotlin. Подходит для кроссплатформенной разработки, но ориентирован на создание приложений для Android. Используется в науке и сфере больших данных.

Dart и React Native. Кроссплатформенные языки. Их выбирают, чтобы сократить время и бюджет на разработку приложений для нескольких платформ и охватить как можно больше пользователей.

Заключение

Чтобы понять, какой язык выбрать для создания мобильного приложения, нужно учитывать специфику проекта, а также сильные и слабые стороны разных технологий. Помимо производительности и синтаксиса важно обращать внимание на экосистему и перспективы языка. От них зависят скорость написания кода и дальнейшая поддержка сервиса.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь