Технологии разработки мобильных приложений: как бизнесу выбрать подходящий стек для проекта

Бизнес

Технологии разработки мобильных приложений: как бизнесу выбрать подходящий стек для проекта

При разработке мобильных приложений используют разные сервисы и инструменты. Чтобы чувствовать себя увереннее в технической стороне вопроса и разговаривать с подрядчиками на одном языке, бизнесу важно понимать, какие технологии применяют для создания разных цифровых продуктов. Наша статья поможет сориентироваться в доступных вариантах.

От каких факторов зависит выбор инструментов

Выбрать подходящий набор инструментов для создания приложения помогают пять основных критериев:

  • Целевая аудитория

    Важно понять, какую операционную систему (ОС) предпочитает большинство потенциальных клиентов. От этого зависит целевая платформа и язык программирования, на котором будет происходить разработка. В некоторых случаях приложение может быть актуально только для одной ОС. Например, если оно ориентировано на представителей премиум-сегмента, для которого характерно использование продуктов Apple. Однако если вы хотите охватить более широкую аудиторию, стоит рассмотреть разработку для обеих платформ — это обеспечит максимальное покрытие рынка.

  • Функциональность

    Чтобы сформировать подходящий стек технологий, учитывают набор фичей, который планируется реализовать. Например, если сервис должен определять геолокацию, выбирают инструменты, которые предоставляют доступ к системе навигации устройства. Если через приложение пользователи будут оплачивать товары и услуги, к нему подключают платёжные системы и применяют технологии, которые обеспечивают безопасность транзакций.

  • Дата релиза

    Если бизнесу важно вывести приложение на рынок в короткие сроки, для создания продукта применяют инструменты, которые ускоряют разработку и тестирование. Например, кроссплатформенные фреймворки и готовые библиотеки компонентов.

  • Объём трафика

    Планируемое количество пользователей определяет требования к производительности продукта. Приложения с большой аудиторией должны обрабатывать множество запросов одновременно и функционировать стабильно даже при пиковой нагрузке. Чтобы обеспечить бесперебойную работу сервиса, используют технологии и архитектурные решения, которые способны справляться с высоким трафиком.

  • Масштабируемость

    Даже если изначально приложение предлагает стандартный набор функций и рассчитано на небольшое количество пользователей, в будущем оно может вырасти до крупного сервиса со сложной функциональностью. Если проект планируется на долгосрочную перспективу, предпочтение отдают технологиям, которые позволят внедрять в продукт дополнительные фичи и наращивать аудиторию.

Факторы, которые влияют на выбор стека технологий

Какие технологии применяют в разработке мобильных приложений

Разберём особенности и сценарии использования разных технологий разработки мобильных приложений.

Нативная разработка

Нативный подход заключается в создании мобильного приложения для конкретной платформы с использованием родного для неё языка программирования. Например, сервисы для iOS пишут на Objective-C или Swift, а для Android — на JavaScript или Kotlin.

Нативная разработка учитывает специфические особенности ОС, обеспечивает отличную производительность и удобное взаимодействие с возможностями устройства, в том числе с галереей, микрофоном, календарём и будильником. Обычно она применяется для реализации цифровых продуктов с уникальной бизнес-логикой. Например, крупных корпоративных сервисов.

Кроссплатформенная разработка

Кроссплатформенный подход подразумевает использование общей кодовой базы для разработки мобильных сервисов сразу под несколько операционных систем. Это позволяет сократить бюджет проекта. Например, если для создания приложения применяется фреймворк Flutter, бизнесу не нужно нанимать две команды программистов и создавать отдельные цифровые продукты под разные платформы. Однако если используется Kotlin Multiplatform Mobile (KMM), кодовую базу всё равно придётся адаптировать под каждую ОС, что требует наличия специалистов по iOS и Android.

Кроссплатформенные решения подходят для быстрого запуска продукта на двух и более платформах при минимальных временных и финансовых затратах. Но у таких сервисов есть свои недостатки. Они связаны с особенностями разных инструментов. Например, если разработка ведётся на Flutter, обеспечить нативный дизайн интерфейса для всех ОС не получится.

Гибридные приложения

Гибридные приложения объединяют в себе черты нативной и веб-разработки. Интерфейс создаётся на базе сайта компании с использованием языков HTML, CSS и JavaScript. Далее продукт помещается в специальный контейнер, который предоставляет сервису доступ ко встроенным функциям мобильных гаджетов. Для этого применяются инструменты вроде Apache Cordova и Ionic.

Гибридная технология — оптимальный вариант для разработки простых приложений со стандартными функциями. Например, сервисов для автоматизации записи на приём в клиники и салоны красоты.

PWA (Progressive Web Apps)

Progressive Web Apps — прогрессивные веб-приложения. Их не нужно скачивать из сторов, потому что они запускаются в браузерах, как сайты. При этом они открываются с помощью иконки на экране смартфона и предоставляют функциональность, схожую с нативными мобильными сервисами. Например, поддерживают офлайн-доступ и отправляют пуши.

Технология PWA подходит компаниям, которые хотят снизить издержки на создание приложения и расширить аудиторию. Благодаря прогрессивным веб-приложениям они могут охватить пользователей на разных девайсах, включая смартфоны и компьютеры.

Четыре основные разновидности приложений

Инструменты для разработки мобильных приложений

Рассмотрим какие виды инструментов применяются для проектирования интерфейсов, формирования кодовой базы и тестирования мобильных сервисов.

Среды разработки

Интегрированные среды разработки (IDE) объединяют на одной платформе множество средств для проектирования и тестирования приложений. Среди них симуляторы и эмуляторы устройств, инструменты для мониторинга и оптимизации производительности, а также визуальные редакторы и библиотеки готовых компонентов интерфейсов, которые помогают быстро собирать макеты.

Чтобы создавать приложения под разные ОС, применяют разные IDE. На Xcode разрабатывают сервисы под гаджеты Apple, а Android Studio используют для реализации приложений под Android. Visual Studio от Microsoft поддерживает интеграцию с фреймворком Xamarin и подходит для проектирования кроссплатформенных решений.

Инструменты прототипирования и дизайна

Перед запуском проекта важно убедиться в жизнеспособности идеи. Протестировать её помогает прототипирование — создание черновой модели будущего цифрового продукта. Она позволяет визуализировать задумку, проверить удобство и функциональность сервиса, получить фидбэк от пользователей, инвесторов и других заинтересованных сторон, а также скорректировать концепцию при необходимости.

Прототип выглядит как набор экранов, который отражает примерный дизайн и логику мобильного приложения. Прототипы создают с помощью специальных инструментов, например, InVision, Adobe XD и Proto Pie. Они позволяют сделать макеты кликабельными и имитировать работу интерактивных элементов интерфейса.

Чтобы отрисовать макеты экранов, обычно применяют Sketch и Figma. Это современные графические редакторы, которые заточены под проектирование интерфейсов и работу в команде. Они позволяют оставлять комментарии к отдельным фрагментам дизайна, вносить правки в режиме онлайн и подключать плагины, которые сокращают временные затраты на разработку.

Системы контроля версий

Системы контроля версий (VCS — Version Control Systems) помогают организовать работу команды разработчиков и управлять изменениями в кодовой базе. VCS фиксирует каждую модификацию кода и позволяет просматривать историю — кто, в какое время и какие вносил правки. При необходимости с помощью VCS проект можно откатить к любой предыдущей версии.

Внутри системы можно создавать ветки — независимые линии разработки. Они позволяют программистам работать параллельно над разными задачами, внедрять новые фичи и исправлять баги. При этом основная версия приложения остаётся стабильной, пока изменения в ветках не будут протестированы и утверждены.

Самая популярная VCS — Git. Она считается стандартом в индустрии разработки благодаря высокой скорости, возможности работать без доступа к интернету, разнообразию встроенных инструментов для управления ветками, а также широкой поддержке сообщества.

Фреймворки

Чтобы не писать приложение с нуля строчка за строчкой, программисты используют фреймворки. Это готовые шаблоны проектов, которые разработчики адаптируют под задачи бизнеса и дополняют авторским кодом. Они позволяют быстро выстроить структуру кодовой базы, не тратить время на настройку базовой функциональности и сосредоточиться на реализации более сложных фичей.

Часто для создания приложений выбирают кроссплатформенные фреймворки:

  • Flutter

    Инструмент от компании Google, в основе которого лежит язык программирования Dart. Его ключевая особенность — использование виджетов, которые представляют собой независимые блоки кода и ускоряют проектирование интерфейса. Они отвечают за внешний вид и поведение различных элементов интерфейса, в том числе кнопок, переключателей и текстовых полей.

  • React Native

    Приложения, которые создаются с помощью этого инструмента, состоят из двух ключевых компонентов. JavaScript-код отвечает за бизнес-логику, а нативные модули — за доступ к аппаратным возможностям мобильных девайсов. Такая структура помогает создавать сервисы, близкие к нативным по функциональности и производительности.

  • Kotlin Multiplatform Mobile (KMM)

    Фреймворк позволяет реализовать единую бизнес-логику для разных платформ. Код пишется на языке Kotlin, а затем его фрагменты адаптируются под специфику операционных систем. Это помогает создать удобный интерфейс для каждой ОС и обеспечить нативный пользовательский опыт.

Фреймворки для разработки кроссплатформенных приложений

Инструменты для отладки

Инструменты отладки — программы, которые помогают находить и исправлять ошибки в коде. Разработчики используют их, чтобы анализировать и оптимизировать производительность сервиса, выявлять и устранять утечки памяти, а также проверять работу приложения при различных сценариях. Всё это позволяет повысить юзабилити продукта и улучшить пользовательский опыт.

Для отладки разных типов приложения применяются разные инструменты. Например, Chrome DevTools помогает выявлять проблемы в работе гибридных и веб-приложений. Xcode Debugger предназначен для диагностики приложений на iOS, а Android Profiler — для обнаружения и устранения багов в сервисах на Android.

Эмуляторы и симуляторы

Чтобы убедиться, что мобильное приложение работает корректно, используют виртуальные устройства, которые моделируют работу реальных. Среди них наиболее популярны эмуляторы и симуляторы, такие как Android Emulator и iOS Simulator. Разбираемся, в чём разница между ними:

  • Эмуляторы полностью воспроизводят работу девайса, включая особенности операционной системы и аппаратной части — процессора, памяти и аккумулятора. Они подходят для оценки производительности, тестирования энергопотребления и функций, которые зависят от возможностей платформы.

  • Симуляторы имитируют работу только операционной системы гаджета. Они применяются для быстрого тестирования интерфейса и базовой функциональности, но не подходят для проверки функций, зависящих от аппаратного обеспечения. Например, работы камеры.

Особенности российского рынка мобильной разработки

Индустрия мобильной разработки в России сталкивается с уникальными вызовами, связанными с геополитическими изменениями. Среди них — переход на локальные технологии и создание отечественных ОС. Разбираемся, как курс на импортозамещение влияет на выбор стек для создания приложения.

Отечественные платформы

Отечественные операционные системы Aurora OS и Rosa Mobile — альтернатива международным платформам.

  • Aurora OS разрабатывалась для того, чтобы гарантировать информационную безопасность пользователей и компаний. В первую очередь она предназначена для представителей крупного бизнеса и государственного сектора, для которых характерны строгие стандарты конфиденциальности.

  • Rosa Mobile ориентирована на массовый рынок. Она создавалась с учётом повседневных потребностей и привычек пользователей, поддерживает Android-приложения и подходит для решения повседневных задач — общения в социальных сетях, покупок на маркетплейсах и развлечений. По информации Газета.ру, смартфоны, работающие на этой платформе, поступят в розничную продажу в 2025 году.

Для разработки приложений под российские операционные системы используют кроссплатформенный фреймворк QT. Он поддерживает язык программирования QML, ориентированный на проектирование графических интерфейсов. Для создания сервисов под Aurora OS также подходит Flutter. В то же время KMM с данной ОС «не дружит».

Замена зарубежных сервисов

Многие западные сервисы для разработки приложений приостановили свою деятельность в России, поэтому программисты переходят на отечественные SDK (Software Development Kits). Это комплекты инструментов для быстрого создания программного обеспечения. Они позволяют адаптировать мобильные сервисы к новым реалиям и не зависеть от зарубежных платформ.

Например, SDK от Т-Банка помогает разработчикам реализовать функцию онлайн-платежей, а RuStore SDK — интегрировать приложения с платформой RuStore, аналогом App Store и Google Play для российского рынка. Это отечественный магазин приложений, который предоставляет бизнесу альтернативный канал дистрибуции и позволяет распространять приложения среди пользователей без ограничений, связанных с международной политической обстановкой.

Особенности индустрии мобильной разработки в России

Вызовы мобильной разработки

Разработка приложения — сложный процесс, который требует внимания ко множеству деталей. Рассмотрим главные технологические вызовы, с которыми сталкиваются разработчики.

Обеспечение безопасности приложений

Важная задача программистов — защитить мобильное приложение от взломов хакерами, утечек данных и других киберугроз. Для этого применяют методологию DevSecOps (Development, Security, and Operations). Она подразумевает фокус на требованиях безопасности и тестирование продукта на наличие уязвимостей на протяжении всего процесса разработки. Подход помогает обнаруживать проблемы на начальных этапах и устранять их до релиза.

Один из способов обеспечить безопасность сервиса — шифрование данных. Пароли, платёжные реквизиты, адреса пользователей и другая конфиденциальная информация преобразуются в секретный код, который невозможно понять без ключа расшифровки. Обычно он хранится у владельца приложения. Для кодирования данных рекомендуется использовать современные алгоритмы, такие как AES (Advanced Encryption Standard).

Оптимизация производительности

Даже самое полезное приложение не будет пользоваться спросом, если оно долго загружается, работает медленно и быстро разряжает смартфон. Чтобы обеспечить положительный пользовательский опыт, разработчики анализируют производительность сервиса с помощью систем мониторинга, например, Firebase Performance Monitoring. Они помогают контролировать скорость разных процессов и обнаруживать проблемы, которые вызывают зависания интерфейса. Для оптимизации производительности применяют инструменты вроде Lighthouse и Calibre. Они идентифицируют проблемные участки кода и подсказывают, как устранить узкие места.

Важные задачи мобильной разработки и варианты их решения

Технологические тренды в мобильной разработке

Рассмотрим главные технологические тренды, которые упрощают разработку и расширяют возможности мобильных сервисов.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Искусственный интеллект (AI) и машинное обучение (ML) применяют в мобильной разработке для персонализации контента и автоматизации рутинных процессов. Например, они помогают анализировать интересы аудитории и предлагать пользователям «умные» рекомендаций — контент, который может им понравиться. Также технологии лежат в основе чат-ботов и позволяют обеспечить поддержку пользователей в режиме 24/7.

AR и VR

Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) внедряют в приложения для ритейла, обучения, медицины и путешествий. AR позволяет накладывать цифровые объекты на реальный мир, например, чтобы создавать виртуальные примерочные и визуализировать материалы уроков. VR полностью погружает юзеров в цифровую среду. С её помощью создают симуляторы для тренировок космонавтов, устраивают экскурсии по разным городам и странам и показывают потенциальным жильцам квартиры в ещё строящихся домах.

No-code и low-code платформы

No-code сервисы вроде Bubble и Adalo позволяют создавать простые мобильные приложения без кодинга. Пользователи могут работать в визуальном редакторе, выбирать готовые блоки или шаблоны из каталога и настраивать их под свои нужды. Например, менять цвета и шрифты, добавлять тексты и изображения, настраивать кнопки и иконки.

Low-code инструменты, например, Appian и Mendix, работают по такому же принципу. Однако, помимо визуального редактора, они позволяют использовать элементы программирования и дописывать код для реализации уникальных фичей.

Разработка для IoT

С ростом популярности «умных» устройств растёт спрос на приложения IoT (Internet of Things — интернет вещей). Такие сервисы позволяют управлять автомобилями, освещением дома, бытовой техникой и производственным оборудованием с помощью смартфонов.

Для интеграции мобильных сервисов с электронными приборами используют разнообразные технологии и инструменты. Например, платформа AWS IoT Core помогает разработчикам подключать к приложениям IoT-устройства, а протокол MQTT — настраивать между ними обмен данными.

Заключение

От стека технологий зависит, получится ли реализовать мобильное приложение так, как было задумано. Чтобы не ошибиться с выбором инструментов и создать сервис, который решает задачи бизнеса и пользователей, важно проанализировать специфику проекта, целевую аудиторию и тренды индустрии.

За консультацией можно обратиться к профессиональным разработчикам. Они помогут подобрать оптимальные технологии с учётом бюджета, масштаба и долгосрочных целей проекта. Их экспертиза позволит избежать ошибок на старте и создать качественный продукт, востребованный у аудитории.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь