Как создать мобильное приложение для iOS: от идеи до загрузки в App Store

Личный опыт

Как создать мобильное приложение для iOS: от идеи до загрузки в App Store

iOS расшифровывается как iPhone/iPad Operating System. Раньше эта операционная система использовалась только на iPhone, но позже, с выпуском iPad и прочих устройств, стала охватывать и другие продукты Apple. В этой статье разберём процесс разработки приложений для iOS — что важно знать, чтобы вам сделали то, что вы хотите, в те сроки, которые вы утвердили на переговорах. Поговорим про инструменты и среды, особенности подачи заявки на регистрацию в App Store и актуальные тренды 2024 года.

Как создать мобильное приложение для iOS_обложка

Что нужно знать о разработке приложений для iOS

Начнём с основ создания мобильных приложений для iOS — языков программирования, инструментов, сред разработки и пользовательского интерфейса (UI):

При создании приложений для iOS используют языки Objective-C и Swift

Ключевые различия между ними следующие:

  • Синтаксис

    Objective-C использует сложный синтаксис, основанный на языке C, с квадратными скобками и символами. Его код может выглядеть громоздким и запутанным для новичков. У Swift, напротив, простой синтаксис, читаемый и легкий код.

  • Безопасность

    У Swift строгая система типов, что делает код более безопасным и читаемым. Он предотвращает множество ошибок, которые могли бы возникнуть в Objective-C при изменении типа значения переменной из одного в другой.

  • Производительность

    Swift производительнее и быстрее, чем Objective-C. Он оптимизирован для современных систем и устройств.

Выбор между Swift и Objective-C зависит от конкретных требований проекта, опыта и предпочтений команды. Более популярным, удобным и безопасным считается Swift — почти все новые приложения пишут на нём. Однако об Objective-C тоже не забывают, так как он используется во многих старых программах.

Сравнение языков программирования Objective-C и Swift

Инструменты и среды разработки: Xcode и SwiftUI

  • Среда разработки (IDE, Integrated Development Environment)

    Это программное обеспечение для создания приложений. Объединяет в себе библиотеки и инструменты разработчиков для написания, отладки и тестирования программного кода.

  • Xcode

    Это IDE для разработки приложений под устройства Apple. В ней есть все инструменты для создания, тестирования и развертывания. Xcode полностью интегрирована с языками Swift и Objective-C, в ней есть все нужные фреймворки и библиотеки, включая SwiftUI для создания пользовательского интерфейса. На нём остановимся чуть подробнее.

  • SwiftUI

    Это фреймворк от Apple для создания пользовательских интерфейсов в приложениях, написанных на языке Swift. Его используют при создании софта для разных сфер: финансов, услуг, e-commerce и др. На его основе создавался интерфейс приложения СберМаркета.

    SwiftUI позволяет разрабатывать легкие, быстрые и удобные программы с интуитивно понятным интерфейсом. Он совместим с другими инструментами — UIKit и AppKit.

Основы пользовательского интерфейса в iOS

UIKit и SwiftUI — фреймворки, которые используются для создания интерфейса приложений Apple. Первый был представлен публике еще в 2007 году и до сих пор успешно используется при создании программ под iOS. SwiftUI новый и применяется разработчиками с 2019 года. По сравнению с UIKit, он легче в изучении, позволяет создавать интерфейсы с меньшим объемом кода и упрощает процесс разработки. При создании пользовательских интерфейсов выбирают любой из этих фреймворков либо сочетают их вместе в одном проекте.

Вне зависимости от того, какой фреймворк будет выбран, нужно правильно спроектировать UI. Интерфейс должен быть интуитивно понятным, удобным и легким в освоении. Здесь есть несколько важных моментов:

  • Поддержка темных и светлых тем оформления

    Важно предоставить пользователям возможность самостоятельно выбирать цвет интерфейса в зависимости от их предпочтений или условий освещения.

  • Адаптивность приложения к ориентации и размерам экрана устройства

    Интерфейс должен корректно отображаться в альбомном и книжном режиме и автоматически подстраиваться под текущую ориентацию экрана.

  • Понятная навигация

    Взаимодействие с приложением не должно вызывать сложностей у пользователя. Систему навигации делают естественной, логичной и привычной. Человек должен понимать, в каком разделе он находится и что ему нужно сделать, чтобы вернуться назад, перейти к другому экрану или закрыть программу.

  • Сенсорные жесты и 3D Touch

    Они помогают перемещаться по интерфейсу, например, быстро возвращаться к предыдущему разделу путем свайпа. На iOS 13 и выше поддерживаются жесты касания и удержания, которыми можно запускать контекстное меню и другие элементы.

  • Читабельные шрифты

    Apple предлагает два семейства шрифтов, которые подойдут для приложений на iOS: San Francisco (SF) и New York (NY). Оба варианта имеют засечки и хорошо читаемы. Их применяют для основного контента и элементов навигации.

  • Цветовая палитра и акценты

    Обычно используют 1-2 акцентных цвета, которые помогают пользователям не запутаться в приложении и «подсказывают», куда нажимать. Общая палитра должна сочетаться с логотипом приложения.

Это лишь базовые принципы создания UI. Подробнее обо всех рекомендациях Apple можно прочитать в руководстве Human Interface Guidelines (HIG).

Зачем соблюдать гайдлайны Apple: особенности создания приложений для iOS

Apple следит за тем, чтобы приложения были безопасными, полезными и удобными для пользователей. У компании есть определенные стандарты, которые учитываются в процессе разработки.

Гайдлайн Human Interface Guidelines

Соблюдение стандартов и рекомендаций Apple

При создании приложений для iOS разработчики придерживаются гайдлайнов (наборы правил и советов). Это «каноны», по которым проектируются пользовательские интерфейсы. Они помогают унифицировать элементы, чтобы человек легко ориентировался в разных приложениях, а не изучал каждое заново.

В гайдлайнах есть вся информация: какой шрифт использовать, как выбрать цветовую палитру, какие элементы добавить в меню и многое другое. Все стандарты и правила детально описаны в разделе «Технологии» на сайте Apple. Приложение должно быть не только нативно понятным, но и безопасным и быстрым в работе. Чтобы этого достичь, разработчики используют разные способы оптимизации:

  • Настраивают приложение так, чтобы задачи выполнялись не друг за другом, а параллельно

    Это улучшает отзывчивость и скорость работы программы, позволяя выполнять длительные задачи в фоновом режиме. Подробнее об этой технологии рассказано в руководстве Concurrency Programming Guide.

  • Загружают изображения и данные только тогда, когда они нужны

    Это снижает время запуска приложения и уменьшает использование памяти.

  • Оптимизируют изображения

    Выбирают форматы, подходящие для конкретного контекста, применяют сжатие и оптимизируют размеры медиафайлов.

  • Используют кэширование

    Это позволяет избежать лишних запросов к серверу и ускорить работу приложения.

Для анализа кода в реальном времени и поиска слабых мест в производительности используют инструменты профилирования в Xcode (Profiler и Instruments).

Что касается безопасности, передача информации между приложением и сервером происходит через протокол HTTPS и все личные данные пользователей хранятся в зашифрованном виде. Методы аутентификации тоже безопасные (OAuth или OpenID Connect) и строго контролируют доступ к ресурсам.

Доступность и удобство использования

Интерфейс приложения делают интуитивно понятным и оптимизированным для разных устройств. Учитывают различия в размерах экранов и возможностях разной техники (iPhone, iPad). Объекты размещают так, чтобы они были легко доступны для управления одной рукой. В этом помогает конструктор интерфейса (Interface Builder), встроенный в Xcode.

Конструктор Interface Builder

По возможности приложение адаптируют под встроенную в iOS технологию VoiceOver. Эта функция предоставляет аудиальный отклик на элементы интерфейса, позволяя пользователям «слушать» содержимое экрана и взаимодействовать с приложением через звуковые подсказки. VoiceOver озвучивает текст, кнопки и другие элементы. Благодаря ей приложением могут пользоваться люди, имеющие проблемы со зрением.

Как устроен процесс разработки мобильных приложений для iOS

Перейдём к самому интересному — рассмотрим основные этапы разработки и их особенности.

Этап 1. Планирование и анализ требований

Сначала нужно определиться с тем, на какую аудиторию рассчитано приложение и какие задачи должно выполнять. От этого зависит его функционал. Например, если нужно приложение для студии фитнеса, в него добавляют функции онлайн-записи на занятия, продления абонементов, просмотра расписания, времени работы и новостей спортклуба.

На этом этапе проводится исследование рынка и анализ конкурентов. Изучаются возможности аналогичных приложений и отзывы пользователей, организуются опросы и глубинные интервью. Это помогает понять, какие функции стоит реализовать, чтобы обойти конкурентов, и как сделать продукт, который решит задачи бизнеса и понравится аудитории.

Этап 2. Дизайн и прототипирование iOS-приложений

Далее команда приступает к созданию дизайна и прототипа приложения. При разработке визуальной части учитывается корпоративный стиль компании, современные тенденции и стандарты iOS, описанные в гайдлайне Human Interface Guidelines.

Разработка дизайна и интерфейса

Определившись с дизайном и структурой, команда создает интерактивный прототип приложения. Он позволяет заказчику вживую оценить удобство, структуру и навигацию, а при необходимости — внести коррективы на ранних стадиях разработки.

Этап 3. Программирование и тестирование

Далее специалисты приступают к программированию. При разработке мобильных приложений для iOS используют принципы модульности. Код делят на несколько модулей, каждый из которых выполняет конкретную функцию и может быть использован независимо от других. Это делает код более читаемым и облегчает последующее обслуживание и обновление приложения.Когда разработка завершена, команда тестирует работу отдельных компонентов, их взаимодействие друг с другом и всего приложения в целом.

Этап 4. Интеграция с сервисами и API

Для расширения функционала и возможностей приложение интегрируется с внешними сервисами и API. Например, разработчики могут подключить к программе социальные сети, платежные системы, карты геолокации, облачные хранилища, видеохостинг Youtube. Для использования большинства сторонних сервисов потребуется регистрация на их платформе и получение уникальных ключей API. Они обеспечивают безопасное взаимодействие между вашим приложением и платформой, с которой оно интегрировано.

Этапы тестирования и отладки iOS-приложений

После завершения разработки и интеграции приложения со всеми нужными сервисами переходят к тестированию и отладке. На этом этапе работа программы проверяется на симуляторах и реальных устройствах. Если возникают неполадки, код дорабатывается и приложение заново тестируется.

Тестирование iOS-приложений

Тестирования iOS-приложений

Unit-тестирование и интеграционные тесты

  • Unit-тестирование

    Это проверка маленьких кусков кода, чтобы убедиться, что они работают правильно. Тестируют отдельные части кода, например, функции или методы. Это помогает убедиться, что каждая часть приложения делает то, что от нее ожидается.

  • Интеграционное тестирование

    Проверяет, как разные части приложения взаимодействуют друг с другом. Например, проверить корректность совместной работы экрана оплаты заказа и платежного сервиса. Если есть приложение для фотографий, можно написать тест и удостовериться, что камера взаимодействует с галереей и сохраняет фотографии правильно.

Использование симуляторов и реальных устройств

  • Симуляторы в разработке iOS

    Это виртуальные устройства, эмулирующие работу реальных iPhone и iPad. Они позволяют разработчикам тестировать приложения без физического наличия устройств Apple. Симуляторы воссоздают окружение iOS, позволяя запускать и отлаживать приложения на разных версиях системы и разрешениях экранов. Они нужны для быстрой проверки функционала приложения в процессе разработки.

    Тестирование на реальных устройствах проводят перед релизом для проверки производительности, работы с сетью и других особенностей, которые могут варьироваться на разных версиях смартфонов и планшетов.

Малая часть устройств для тестирования в офисе MobileUp

Малая часть устройств для тестирования в офисе MobileUp

Отладка и устранение ошибок

Отладка — это процесс выявления и устранения ошибок в коде приложения. Её проводят с помощью встроенных инструментов в XCode:

  • Точки останова (Breakpoints)

    Позволяют приостановить выполнение кода в определённых местах для детального анализа.

  • Консоль отладки (Debug Console)

    Это интерфейс, где разработчики могут видеть значения переменных, править код на лету и получать информацию о состоянии приложения.

  • Инструменты профилирования (Instruments)

    Анализируют производительность приложения. С их помощью разработчики могут выявлять места с высоким потреблением ресурсов, оптимизировать код и улучшать общую скорость работы программы.

После запуска приложения разработчики используют логи и отчеты об ошибках, которые приходят от пользователей. Эта информация помогает улучшать качество работы программы и оперативно реагировать на проблемы.

Публикация и поддержка iOS-приложений

Разработка приложения завершена, следующий важный шаг — размещение программы в App Store для общего доступа. Для этого создают аккаунт разработчика и оплачивают взнос, готовят описание, скриншоты, краткий видеообзор (необязательно) и цифровую подпись. Подробно все этапы и инструкции описаны в гайдлайне App Store Review Guidelines.

Процесс подачи приложения в App Store

Разберем основные шаги, которые предстоит выполнить.

Этап 1. Создать аккаунт разработчика в App Store

Для публикации приложения в App Store нужен Apple ID. Можно использовать уже существующий или создать новый. Затем нужно перейти на сайт Apple Developer и продолжить создание аккаунта разработчика. Процедура регистрации стоит 99$ в год и зависит от типа аккаунта (физическое или юридическое лицо).

Создание Apple ID

Этап 2. Загрузка сертификата цифровой подписи

Цифровая подпись — это электронный документ, используемый разработчиками при создании и распространении своих приложений для платформы iOS. Этот сертификат подтверждает подлинность и авторство программного продукта, обеспечивая безопасность и доверие со стороны пользователей и системы iOS.

Для получения сертификата цифровой подписи разработчики регистрируются в программе Apple Developer, проходят процесс аутентификации и выполняют указания Apple по генерации и загрузке цифровых ключей. Полученный сертификат привязывается к учётной записи разработчика и используется при подписи приложений перед их загрузкой в App Store или для внутреннего тестирования на устройствах.

Этап 3. Подготовка описания и скриншотов

Длина названия приложения должна быть до 30 символов, а описания — до 4000. В описании важно раскрыть все функции и возможности программы. Нельзя использовать общие термины вроде «смартфоны», «планшеты», вместо них указывают название устройств.

Для визуального выделения в App Store загружают иконку приложения. Она должны быть в формате JPG или PNG, без скругленных краев и разрешением 1024 на 1024 пикселя.

Для демонстрации функционала приложения используют скриншоты. Первое изображение должно быть максимально информативным и привлекательным, можно добавить поясняющие надписи. Помимо скриншотов в App Store можно загрузить одно видео в формате M4V, MP4 или MOV размером до 500 Мб и длительностью 15-30 секунд.

Причины, по которым приложение могут отклонить:

  • недостаточно информации в описании;

  • появились ошибки при тестировании программы в окружении Apple;

  • скудный функционал, бесполезность для пользователей;

  • серьёзное несоответствие гайдлайнам Apple;

  • программа требует доступ к камере, библиотеке и другим ресурсам

  • устройства без четких оснований.

Обновления и управление версиями

Система iOS регулярно обновляется и дорабатывается, на рынке появляются новые устройства Apple. Важно регулярно обновлять приложение, чтобы оно продолжало оставаться безопасным и производительным.

Перед обновлением проводят анализ поведения пользователей. Определяют, какие функции приложения самые популярные, что нуждается в доработке, возникают ли ошибки и если да, то какие. Обязательно изучают отзывы: на что жалуются люди, каких функций не хватает, что нужно убрать, а что добавить.

После обновления приложение заново тестируют и проверяют его совместимость с API и сервером. Если все корректно работает, версию обновляют в App Store.

Сбор отзывов и аналитика

Сбор отзывов и аналитика позволяют оценивать удовлетворенность пользователей, а также постоянно улучшать качество и дорабатывать возможности приложения.

Что поможет в сборе аналитики:

  • добавить в приложение возможность быстро отправлять отзывы;

  • предлагать пользователям различные бонусы за отзывы, например, скидку, промокод или доступ к дополнительным функциям;

  • периодически показывать всплывающее окошко в приложении или отправлять push-уведомление с предложением оставить отзыв. При этом действия не должны быть навязчивыми, чтобы они не вызывали раздражение у пользователей.

Для сбора информации о поведении пользователей используют системы аналитики, например Google Analytics. Также регулярно проводят A/B-тесты, сравнивая разные варианты дизайна и интерфейса. Это помогает улучшить поведенческие факторы и сделать приложение удобнее для пользователей.

Нововведения в iOS и их влияние на разработку

В 2024 году Apple готовится выпустить новую iOS 18. Презентация пройдет на WWDC в июне 2024 года, но обновления начнут приходить пользователям только в сентябре этого же года.

Какие обновления планируют добавить:

  • интеграция ИИ для улучшения рекомендаций музыки, фильмов и книг;

  • доработка функционала и внешнего вида «плашек» на рабочем столе;

  • помощь нейросетей в написании сообщений и текстов.

Главным нововведением будет усиление роли нейросетей и искусственного интеллекта (ИИ) в работе iOS 18. Ожидается, что новая система будет доступна только на устройствах 2019 года выпуска и старше. На ранних моделях установить обновление не получится.

Развитие технологий дополненной реальности и машинного обучения

В 2024 году Apple сделают упор на развитие технологий дополненной реальности. Компания уже представила новую разработку — шлем VR, работающий на базе VisionOS. Правда, в продажу устройство выйдет только к 2025 году.

С помощью интеграций мощных платформ ARKit и RealityKit, инструментов Reality Composer и Reality Converter появится возможность создавать приложения на iOS и iPadOS с дополненной реальностью.

Фреймворк RealityKit и инструмент Object Capture API позволят быстро превращать фотографий с iPhone или iPad в фотореалистичные 3D-модели, оптимизированные для виртуальной реальности.

Технологии дополненной реальности

Особенности разработки iOS-приложений для России

Явных проблем с разработкой приложений для устройств Apple на территории России нет. Доступны все инструменты, платформы и фреймворки. Отсутствуют ограничения и на обновление системы iOS на уже купленных устройствах.

Основные сложности возникают с оплатой подписки на Apple Developer Program, так как платежи из России не принимаются. В этом случае используют карту зарубежного банка либо оплачивают подписку со счета мобильного телефона в Apple Developer.

Заключение: ключевые выводы

Создание приложений для iOS — это как постройка дома: все начинается с плана, затем выстраивается основа (код) и красивый дизайн, а после нужно обеспечить правильную работу всей системы. Чтобы приложение было функциональным и удобным, важно следовать советам Apple, следить за нововведениями и обновлениями и, конечно же, собирать обратную связь от пользователей.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь