Как разработать мобильное приложение на Android в 2024 году: от идеи до публикации в Google Play

Android

Как разработать мобильное приложение на Android в 2024 году: от идеи до публикации в Google Play

Когда встает вопрос, с какой операционной системы начать разработку, многие выбирают Android. Она охватывает 71% всего мобильного трафика и насчитывает 3 млрд активных пользователей. В этой статье разберем процесс разработки приложения для Android более детально — что важно знать перед запуском проекта, из каких этапов складывается процесс и кто в нем участвует. Поговорим про тренды и выясним, когда бизнесу нужен собственный цифровой продукт, а когда лучше выбрать альтернативные решения.

Основы создания мобильных приложений для Android

Рассмотрим в общих чертах, из чего складывается разработка мобильных приложений для Android.

Как устроен процесс разработки мобильных приложений на Android

Создание мобильного приложения на Android включает несколько этапов:

  • Идея и анализ

    Прежде чем создавать приложение, важно честно ответить на вопрос: нужно ли оно бизнесу и пользователям? Для решения многих задач можно ограничиться созданием веб-страниц или телеграм-ботов. Например, салону красоты достаточно сделать понятную и удобную мобильную версию сайта для записи. А вот сервису такси или доставки еды без полноценного мобильного приложения не обойтись.

    Чтобы понять, нужен ли продукт, а также определить его позиционирование и основной функционал, проводят исследование. На этом этапе к проекту подключается аналитик. Он выступает ключевым звеном между заказчиком, технической командой и рынком. Он анализирует существующие решения и формирует чёткое видение продукта — на кого он ориентирован и какие проблемы решает. Он же очерчивает скоуп работ и декомпозирует его на понятные для дизайнеров и разработчиков задачи.

  • Дизайн

    После определения концепции приложения задача передаётся дизайнерам. Их цель — реализовать идею в виде удобного и пользовательского интерфейса. На этом этапе создаются макеты экранов, определяются шрифты, иконки и другие визуальные элементы. Особое внимание уделяется адаптивности, чтобы приложение корректно отображалось на всех типах устройств.

  • Разработка

    Когда макеты готовы, разработчики приступают к написанию кода. С учетом требований и особенностей будущего продукта используются разные языки программирования. Это может быть Java, Kotlin или другие. Подробнее о них мы поговорим далее.

    На данном этапе важна коммуникация между дизайнерами и разработчиками, чтобы внешний вид будущего приложения соответствовал его функционалу. Команда опирается на техническое задание, дизайн-макеты, пользовательские сценарии, а также спецификации и требования к приложению. Эти документы — основа для разработки. Они помогают поддерживать единое представление всех участников проекта о том, как должно выглядеть и работать готовое приложение.

  • Тестирование

    Команда тестирования разрабатывает общую стратегию проверки продукта, создаёт подробный план с описанием подходов, методов и сроков. Далее QA-инженеры проверяют функциональность, удобство использования, производительность и общий пользовательский опыт.

    Команда тестирования тесно сотрудничает с командой разработки на протяжении всей работы над продуктом. Это позволяет оперативно выявлять и исправлять баги.

  • Развёртывание приложения

    На этом этапе приложение готовится к выпуску на рынок.

    Разработчики создают сборку приложения для загрузки в магазины, например, Google Play Store. Весь процесс контролируют менеджеры проектов. Они управляют сроками и сообщают о статусе всем заинтересованным сторонам. QA-команда тестируют продукт на различных устройствах и версиях ОС до релиза, а задача продакт-менеджеров — подготовить стратегию под бизнес-цели, продумать новые функции и обновления.

  • Маркетинг

    Команда маркетинга включается в работу ещё до запуска приложения. Она определяет дату запуска и проводит исследование рынка.

    После запуска приложения фокус смещается на привлечение пользователей. Это может быть платная реклама, контент-маркетинг, email-маркетинг и другие тактики. Цель — добиться как можно большего количества загрузок приложения, особенно в первую неделю, чтобы повысить рейтинги в магазине приложений.

  • Поддержка

    После запуска приложения разработчики следят, чтобы все работало корректно. Задача команды — вовремя замечать и исправлять любые проблемы, о которых сообщают пользователи.

    Продакт-менеджеры в это время определяют, какие функции важно добавить в приложение, а маркетологи следят за обзорами пользователей и работают над повышением популярности. Общая цель команды после релиза — сделать приложение удобнее.

Инструменты и технологии для создания приложений для Android

Выбор технологий для создания мобильных андроид-приложений зависит от требований к будущему продукту. Но есть базовый набор инструментов, который встречается практически на каждом проекте. Что в него входит:

  • Android SDK

    Бесплатный и гибкий набор инструментов, который делает мобильную разработку на Android доступной и эффективной для бизнеса. С его помощью разработчики настраивают и тестируют приложения, могут модифицировать продукты и интегрировать их с уже существующими системами.

  • Android Studio

    Официальная бесплатная среда разработки, которая интегрирует в себя Android SDK и предоставляет дополнительные инструменты для разработчиков. Другими словами, Android Studio обеспечивает всем необходимым, включая редактор кода с поддержкой различных языков программирования, макеты пользовательских интерфейсов, эмуляторы устройств для тестирования, а также инструменты для отладки и анализа производительности приложений.

  • Конструктор no-code

    Инструмент для создания мобильных приложений без использования кода. Предлагает широкий выбор готовых шаблонов и элементов интерфейса. Конструкторы ускоряют процесс разработки и снижают затраты бизнеса, так как не требуют привлечения дорогостоящих специалистов. Технология подходит для компаний с небольшим бюджетом или тем, кто хочет поэкспериментировать с новыми идеями без больших рисков и вложений.

Каким компаниям необходимо своё мобильное приложение

Разработка собственного мобильного приложения — всегда инвестиции с точки зрения времени, ресурсов и бюджета. Если у вас есть бизнес и вы думаете о запуске своего продукта, проанализируйте, действительно ли он вам нужен или можно использовать более простые альтернативы. Когда бизнесу может понадобиться мобильное приложение:

  • Клиенты часто заходят на сайт с мобильных устройств

    Это говорит о том, что пользоваться приложением им будет удобнее, чем веб-версией

  • У конкурентов уже есть мобильное приложение

    Проанализируйте рынок и определите, какое преимущество получили конкуренты с помощью мобильных приложений

  • Нужно оцифровать процесс

    Это может повысить эффективность работы, улучшить взаимодействие с клиентами, сократить временные затраты и улучшить общую производительность компании.

Когда не стоит вкладываться в разработку мобильного приложения:

  • Нет бюджета. В этом случае лучше рассмотреть одностраничные сайты или продвижение в соцсетях.

  • Неэффективный сценарий использования. Лучше не начинать разработку цифрового продукта, если нет четкого понимания функций и пользы для бизнеса по итогам проведения аналитики.

Этапы разработки мобильных приложений для Android

Этапы разработки мобильного приложения

Этапы разработки мобильного приложения

Выше мы уже разбирали, какие этапы проходит Android-приложение прежде, чем стать доступным пользователям. Остановимся на некоторых из них более подробно и расскажем о нюансах, и на что точно стоит обратить внимание.

Планирование и анализ требований

Разработка мобильного приложения требует тщательного планирования и анализа требований. Запрос бизнеса обычно сформулирован в общих чертах. Например, нужно сделать приложение доставки еды для сети ресторанов. Но какие конкретно функции оно будет включать? Как пользователи будут взаимодействовать с сотрудниками? Какие данные нужно собирать? Кто-то должен найти ответы, чтобы сформировать видение будущего продукта в деталях. Для этого к проекту подключается аналитик, который выступает связующим звеном между бизнесом и командой.

Одна из ключевых задач аналитика — декомпозиция проекта на задачи для дизайнеров и разработчиков. Он составляет смету проекта, которая включает оценку стоимости и сроков выполнения каждой задачи. Затем смета передается лидам технических команд для дополнительной экспертизы. Например, разработчики могут предложить альтернативные технологии для более быстрой реализации функциональность.

Аналитик тщательно изучает всю доступную информацию. При необходимости проводит дополнительные брифы с заказчиком и собирает недостающие данные. По итогу клиент получает презентацию с подробным описанием проекта, оценкой реализации и релевантными кейсами.

Дизайн интерфейса приложений и пользовательского опыта

Разработка мобильного приложения для Android — это не только про функциональность. Важную роль играет дизайн интерфейса и пользовательского опыта. От этого зависит, захотят ли пользователи возвращаться к вашему приложению снова. Разберемся, какие артефакты готовят дизайнеры.

  • Макеты экранов и навигационная карта

    Это визуальное представление того, как будет выглядеть и работать приложение. Важно, чтобы макеты покрывали все сценарии использования, включая различные состояния экранов и нестандартные ситуации

  • Библиотека всех элементов дизайна

    Включает кнопки, иконки, цветовые стили, типографику и т.д. Это своего рода конструктор, из которого разработчики будут собирать интерфейс. Хорошо подготовленная библиотека существенно ускоряет разработку и обеспечивает согласованность дизайна

  • Сопроводительная документация

    Это описание поведения элементов интерфейса, видео-инструкции, техническое задание. Другими словами всё, что помогает разработчикам лучше понять задумку дизайнеров и реализовать ее максимально точно

Важно понимать, что после передачи всех артефактов разработчикам работа дизайнеров не заканчивается. В процессе появляются дополнения и изменения. Команды поддерживают коммуникацию, чтобы оперативно вносить правки.

Из чего состоит приложение на Android — структура приложений

Рассмотрим компоненты, из которых состоит стандартное андроид-приложение:

  • Активности (activities)

    Это всё то, что пользователь видит и с чем взаимодействует, когда открывает приложение. Например, если вы используете приложение для чтения новостей, каждая страница с новостью будет считаться отдельным окном активности.

  • Службы (services)

    Ээтот компонент отвечает за работу приложения, когда вы не видите его на экране. Например, музыка продолжает воспроизведение, даже если устройство заблокировано.

  • Широковещательные приёмники (broadcast receivers)

    Это сообщения, которые приходят от приложений, чтобы уведомить о каком-то событии. Например, уведомление о новом сообщении в чате или низком уровне заряда батареи.

  • Content Providers (контент-провайдеры)

    Это компоненты приложения, которые управляют доступом к данным и обеспечивают их безопасное использование другими частями приложения. Например, если у вас есть приложение для заметок, данные могут включать ваши записи и напоминания.

Программирование и техническая реализация

Разработка приложений для Android начинается с выбора языка программирования.

Разница объема кода на Kotlin и Java

Разница объема кода при написании одной и той же функции на Kotlin и Java

  • Java

    Популярен среди разработчиков Android приложений за счёт универсальности, поддержки и стабильности. Но может потребовать большого объёма кода и не всегда гарантирует оптимальную производительность приложения. Выбор в его пользу зависит от бизнес-требований, а также от наличия ресурсов и опыта разработчиков.

  • Kotlin

    С 2017 года признан Google предпочтительным языком программирования для Android. Он более современный и предлагает понятный синтаксис, что упрощает создание приложений. Совместим с Java, за счёт чего можно постепенно обновлять и упрощать объёмные части кода. Многие компании выбирают Kotlin в качестве основного, чтобы повысить производительность, масштабируемость и качество цифрового продукта.

В зависимости от целей будущего приложения применяются разные языки программирования. Например, C/C++ используют для разработки игр или приложений, которым требуется прямой доступ к аппаратным ресурсам устройства. Для разработки продуктов с помощью платформы Xamarin подходит C#, а Python выбирают для создания прототипов или интеграции с веб-сервисами.

Тестирование и отладка приложений на Android

 Области тестирования в мобильном приложении

Области тестирования в мобильном приложении. https://developer.android.com/training/testing/fundamentals

Главная цель этапа тестирования — найти и исправить баги до того, как с ними столкнётся реальный пользователь. Остановимся на методах, которые использует команда тестирования на разных этапах разработки цифрового продукта.

Методы тестирования мобильных приложений для Android

  • Функциональное тестирование

    Проверяет, что все функции приложения работают корректно и в соответствии с требованиями. Команда составляет тест-кейсы, охватывающие все сценарии использования, и последовательно их выполняет. Например, для приложения интернет-магазина это будут тесты на регистрацию пользователя, поиск товаров, добавление в корзину, оформление заказа и др.

  • Юнит-тестирование, или модульные тестированы

    Помогают убедиться, что отдельные изменения в коде не вызывают новых ошибок и не ломают уже существующую функциональность. Например, нужно протестировать функцию добавления новой записи в базу данных. Юнит-тесты проверяют, что запись успешно добавляется, содержит ожидаемую информацию, а база данных остаётся в ожидаемом состоянии.

  • Интеграционное тестирование

    Проверяет, как различные части приложения взаимодействуют между собой. Например, показывает, что при добавлении товара в корзину через мобильное приложение, данные корректно передаются на сервер, обрабатываются и сохраняются в базе данных.

  • Тестирование пользовательского интерфейса

    Оценивает интерфейс приложения на интуитивность и удобство для пользователя. Например, с его помощью разработчики мобильного приложения доставки продуктов проверяют, что все кнопки нажимаются, товары добавляются, а поля ввода работают ожидаемым образом.

  • Тестирование производительности

    Показывает, насколько быстро и эффективно работает приложение в разных сценариях, как оно использует ресурсы устройства. Может включать измерение времени, необходимого для заказа через приложение при различных уровнях нагрузки. Например, одновременные запросы от 100, 500 или 1000 пользователей.

Инструменты для отладки и обеспечения качества

Чтобы убедиться, что Android приложение готово к релизу, тестировщики используют разные инструменты. Разберём наиболее распространенные.

  • JUnit

    Это популярная среда тестирования для Java. Её используются для написания модульных тестов и последующей проверки работоспособности отдельных компонентов приложения

  • Espresso

    Программа для написания тестов пользовательского интерфейса (UI). Тесты Espresso обычно выполняются на эмуляторах или физических устройствах

  • UI Automator

    Ещё один инструмент написания UI-тестов для Android. Он предоставляет API для взаимодействия с компонентами пользовательского интерфейса и проверки их работы, что помогает обеспечить корректное функционирование приложения

  • Robolectric

    Это фреймворк для модульного тестирования Android приложений. Он позволяет запускать тесты прямо на компьютере разработчика без использования эмулятора или реального устройства

  • Mockito

    Это популярная Java-библиотека для создания макетов объектов при модульном тестировании. Она совместима с JUnit, что делает её мощным инструментом для автоматизации модульного тестирования и тестирования пользовательского интерфейса в Android Studio

Публикация и распространение приложений: размещение в Google Play

Разработка и тестирование завершены, следующий этап — размещение приложения в Google Play, чтобы его могли скачать пользователи. Разберём основные шаги публикации цифрового продукта в сторе:

  • 1. Создание учётной записи

    Для публикации приложения в Google Play нужна учётная запись. Можно создать новую или использовать существующую, если она есть. При регистрации оплачивается разовая комиссия $25.

  • 2. Внесение информации о приложении

    Следующий шаг — заполнение данных о приложении. На этом этапе указываются название (до 30 символов), краткое описание (до 80 символов), полное описание (до 4000 символов).

  • 3. Загрузка маркетинговых материалов

    Чтобы приложение привлекло пользователей, подготавливают маркетинговые материалы. Они включают:

    • иконку в формате PNG, размером 512x512 пикселей и весом не более 1024 КБ;

    • скриншоты, которые наглядно покажут возможности приложения. Они могут быть в формате JPG или PNG (без прозрачности), с разрешением от 320 до 3840 пикселей и соотношением сторон не более 2:1;

    • рекламный баннер размером 1024х500 пикселей в формате JPG или PNG.

  • 4. Указание возрастного ограничения

    Google заботится о безопасности пользователей, поэтому перед публикацией указывается возрастное ограничение приложения. Это делается с помощью специальной анкеты в Google Play Developer Console.

  • 5. Подготовка политики конфиденциальности

    Если приложение собирает или использует личные данные пользователей, в обязательном порядке предоставляется политика конфиденциальности. В ней четко описывается, какие данные будут собираться, как их планируется использовать и защищать. Ссылку на нее добавляют в Google Play Developer Console.

  • 6. Загрузка приложения

    Когда все материалы готовы, загружают само приложение в формате APK (.apk) или AAB (.aab). APK — это традиционный формат, а AAB — более новый. Последний позволяет Google оптимизировать приложение под конкретное устройство пользователя. Выбор подходящего формата и загрузка файла происходит тоже через Google Play Developer Console.

После завершения этих шагов придётся подождать, пока Google рассмотрит и одобрит приложение. Процесс утверждения может занять несколько часов или продлиться до 7 дней.

Продвижение и маркетинг мобильных приложений

Собственное мобильное приложение может значительно повысить узнаваемость бизнеса и привлечь широкую аудиторию. Но даже самый инновационный цифровой продукт не достигнет успеха без грамотной маркетинговой стратегии. Существует несколько сценариев для продвижения мобильного приложения:

  • Оптимизация страницы приложения в Google Play Store (ASO)

    Оптимизация помогает улучшить видимость мобильного приложения в поисковой выдаче в Google Play. Она похожа на SEO — вы добавляете в описание ключевые слова, которые может вводить пользователь. И благодаря этому ваше приложение отображается в его выдаче в ответ на поисковый запрос.

  • Реклама в социальных сетях

    С её помощью бизнес может привлечь внимание целевой аудитории к продукту. Маркетологи настраивают таргетированные объявления и публикуют посты, ориентированные на потенциальных пользователей приложения в популярных соцсетях.

  • Сотрудничество с инфлюенсерами

    Реклама через лидеров мнений повышает узнаваемость и доверие к бренду. Маркетологи привлекают блогеров, чтобы они делали обзоры и рекомендации приложения своим подписчикам.

  • Кросс-маркетинг

    Позволяет продвигать приложение через другие цифровые каналы бизнеса. Для этого используют сайт компании, email-рассылки и другие приложения, чтобы привлекать пользователей.

  • PR и медиа

    Пиарщики инициируют упоминания приложения в профильных СМИ, блогах, подкастах, чтобы больше потенциальных пользователей узнали о нем и заинтересовались.

Выбор инструментов продвижения зависит от специфики приложения, целевой аудитории и бюджета. Но в любом случае, маркетинговая стратегия должна быть продуманной, последовательной и ориентированной на долгосрочный результат.

Тенденции и будущее разработки приложений для Android

Загрузки мобильных приложений по всему миру с 2021 по 2026 год

Загрузки мобильных приложений по всему миру с 2021 по 2026 год по магазинам по данным Statista

Разработка приложений для Android переживает эволюцию. В 2024 году многообещающими считаются следующие направления:

  • Внедрение технологии 5G. Это позволяет разработчикам создавать приложения с потоковой передачей данных в реальном времени.

  • Дополненная и виртуальная реальность. Предлагают новые возможности для создания интерактивных и иммерсивных приложений, таких как виртуальные туры и игры с поддержкой AR.

  • Искусственный интеллект и машинное обучение. Повышают вовлеченность пользователей за счет персонализированных рекомендаций, распознавания голоса и не только.

  • Интеграция Интернета вещей. Позволяет управлять умными устройствами через приложение, обеспечивая более удобный пользовательский опыт.

  • Технология Блокчейн. Применяется для создания децентрализованных приложений, обеспечивающих безопасность и прозрачность данных.

Новые технологии в сфере мобильных приложений

Область мобильных приложений постоянно развивается. В сфере разработки приложений для Android в 2024 году выделяют несколько передовых технологий:

  • Мгновенные приложения (Instant Apps) — это приложения, которые можно скачивать и запускать без полного цикла установки. Они решают проблему с нехваткой памяти и дают возможность быстро опробовать приложение перед скачиванием полной версии.

  • Интеграция метавселенной. Отражает интерес рынка к включению виртуальных миров в свои приложения для создания более увлекательного пользовательского опыта.

Прогнозы и перспективы рынка

В России на одно приложение приходится около 268,36 тыс. загрузок ежедневно. Рассмотрим категории самых популярных мобильных приложений и их перспективы:

  • Рестораны и доставки еды

    Ожидается, что объем рынка доставки еды вырастет до 320 миллиардов долларов к 2029 году и принесёт доход 0,91 триллиона долларов.

  • Образование

    Увеличение количества загрузок в сегменте уже достигло 4,99 миллиарда долларов в 2022 году. А к 2027 ожидается доход 9,55 миллиарда долларов.

  • Образа жизни

    Сюда входят фитнес-приложения, приложения для знакомств, музыкальные приложения, приложения для путешествий и многое другое. Ими пользуются 63% жителей страны и это число продолжает расти.

  • Социальные сети

    Почти у 59% населения мира есть аккаунты в соцсетях, где они проводят в среднем почти 2,3 часа в день.

  • Игры

    Игровые приложения в индустрии развлечений очень конкурентоспособны и составляют 77% доли дохода на Google Play.

  • Продуктивность

    Эти продукты помогают эффективно и легко выполнять повседневные задачи с напоминанием обо всем, что нужно сделать за день. Ожидается, что среднегодовой темп роста составит 9,2%.

  • Бизнес

    От малого и среднего бизнеса до крупных предприятий нужны цифровые инструменты для улучшения повседневных процессов, операций и рабочих процессов.

  • Здравоохранение

    Глобальный рынок медицинских приложений, ориентированных на пациентов, будет расти в среднем на 20,5% в течение 2023-2028 годов.

  • Финансы

    Банковские, страховые и торговые компании предпочитают использовать мобильные приложения для улучшения обслуживания клиентов, модернизации операций и снижения затрат на инфраструктуру.

Ключевые тренды в разработке мобильных приложений

Стратегии монетизации. Разработчики сосредоточатся на запуске эффективных стратегий монетизации, таких как модели freemium, услуги подписки, покупки в приложениях и потоки доходов от рекламы, чтобы получать доход от приложений.

Кроссплатформенная совместимость. Тенденция к кроссплатформенной совместимости продолжает набирать обороты. Разработчики стремятся беспрепятственно охватить пользователей на нескольких устройствах, используя такие инструменты, как Flutter.

Конфиденциальность пользователей и защита данных. Разработчики внедряют меры безопасности, такие как многофакторная аутентификация и шифрование данных, для защиты пользовательских данных.

Заключение

Рынок мобильных приложений для Android динамичен и перспективен. Он характеризуется большой базой пользователей, разнообразными стратегиями монетизации, развивающимися технологиями и конкурентной средой. В этой статье мы рассмотрели этапы разработки мобильных приложений для Android и перспективы развития рынка цифровых продуктов.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь