Разработка AR- и VR-приложений: что нужно знать бизнесу

Исследование

Разработка AR- и VR-приложений: что нужно знать бизнесу

Для многих AR и VR кажутся лишь атрибутами научно-фантастических фильмов или тем, что ждёт нас в далёком будущем. Но эти технологии уже сегодня проникают в мир бизнеса и открывают новые возможности для взаимодействия с пользователями. В статье разбираем, как интегрировать AR и VR в мобильные сервисы, чтобы повысить лояльность аудитории и увеличить прибыль.

Что такое AR- и VR-реальности

Дополненная и виртуальная реальности — технологии, которые предлагают бизнесу новые способы взаимодействия с клиентами. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.

Что такое дополненная реальность

  • Дополненная реальность (Augmented Reality — AR)

    Технология, которая позволяет внедрять виртуальные элементы в реальный мир. Например, 3D-модели, надписи и анимацию. Чтобы увидеть их, пользователям понадобится смартфон или планшет. Камера устройства захватывает изображение окружающей среды, а специальная программа накладывает поверх неё виртуальные объекты. В результате на экране мобильного девайса появляется изменённая реальность. Например, звёздное небо на потолке или акула в ванной.

    AR-технология используется в разных сферах бизнеса, в том числе в ритейле и маркетинге. Например, для предоставления дополнительной информации о товарах и виртуальной примерки одежды. Маски в социальных сетях — это тоже дополненная реальность.

Что такое виртуальная реальность

  • Виртуальная реальность (Virtual Reality — VR)

    Технология, которая «переносит» человека из настоящего мира в виртуальный за счёт иммерсивных устройств. Они воздействуют на разные органы чувств: шлемы на зрение, наушники на слух, генераторы запахов на обоняние, а перчатки на осязание.

    Технология популярна в сфере образования, недвижимости и туризма. Например, с её помощью создают симуляторы для обучения врачей и пилотов, проводят экскурсии по ещё строящимся новостройкам и «посещают» музеи разных стран.

Сравнение VR и AR технологий

Разработка AR-приложений

AR-приложение проходит те же этапы, что и традиционный мобильный сервис: формирование концепции, прототипирование, дизайн, разработку фронтенда и бэкенда, тестирование, запуск и поддержку. Однако для интеграции дополненной реальности используют специальные инструменты и технологии.

Основные технологии для AR

AR приложения создают с помощью технологии распознавания и отслеживания реальных объектов. Программа обнаруживает их в окружающей среде, а сверху накладывает слои с цифровыми элементами. Для этого она использует два основных метода.

  • Маркерный

    Когда в «поле зрения» камеры попадает специальный маркер, AR накладывает поверх него виртуальное изображение. В роли маркера часто выступает QR-код. Например, его размещают в музеях рядом с произведениями искусства. Если отсканировать код и навести камеру смартфона на картину, можно увидеть полотно до реставрации или его оживших героев. По схожему принципу работают маски в социальных сетях, только функцию маркера выполняет лицо человека.

  • Безмаркерный

    Камера сканирует окружающее пространство, накладывает на него трёхмерную сетку и определяет на ней опорные точки для размещения виртуального объекта. Для обеспечения стабильности и реалистичности изображения программа использует данные гироскопа, акселерометра и других датчиков, встроенные в мобильные девайсы.

    К безмаркерной дополненной реальности также относят позиционную AR. Виртуальные объекты появляются на экранах гаджетов, когда люди находятся в определённых геолокациях. Программа отслеживает их местоположение по GPS. Такой механизм лежит в основе игры Pokemon Go. Виртуальные покемоны прячутся на улицах городов, а пользователи могут видеть и ловить их с помощью камер, когда оказываются рядом.

Платформы и SDK

  • ARKit

    SDK от Apple для разработки приложений с дополненной реальностью для iPhone и iPad. Умеет обнаруживать объекты, распознавать плоские поверхности, измерять уровень освещённости, отслеживать движения и определять положение камеры в пространстве. Анализ этих данных позволяет инструменту органично встраивать в реальный мир виртуальные объекты и настраивать плавную анимацию.

  • ARCore

    Платформа от Google для создания AR-приложений на Android. Поддерживает API для глубокого анализа среды и генерации реалистичных изображений. Анализирует глубину и освещённость сцены, отслеживает положение мобильного устройства в пространстве и трансформирует виртуальные объекты с учётом ориентации маркеров. В состав SDK входят библиотеки готовых AR-компонентов пользовательского интерфейса и инструмент ARCore Remote. Он предоставляет функцию предварительного просмотра и упрощает тестирование приложений. Интеграция с популярным игровым движком Unreal Engine, ориентированным на 3D-графику, обеспечивает высокую производительность сервисов.

  • Vuforia

    SDK позволяет разрабатывать AR-приложения сразу для двух операционных систем — iOS и Android. Платформа включает в себя библиотеку UI-элементов, систему создания мишеней (так во фреймворке называются маркеры), а также инструменты для добавления трёхмерных объектов и анимации. Сервис позволяет менять фон у реальной картинки, накладывать на мишени видео и изображения, добавлять виртуальные кнопки, статичные и динамичные 3D-модели.

  • Wikitude

    Ещё одна кроссплатформенная платформа с уникальными фичами. SDK интегрируется с популярными сервисами вроде YouTube, Flickr, X, Википедия и Booking.com. Благодаря этому при наведении камеры на гостиницу можно проверить наличие свободных номеров или посмотреть твиты, которые постили люди неподалёку от геолокации пользователя.

  • EasyAR

    SDK умеет распознавать QR-коды, отслеживать одновременно несколько видов маркеров и обнаруживать до 1000 разных 3D-объектов. Программа предоставляет три режима подписки — можно подобрать тариф с набором функций под проект. Для простых AR-приложений с небольшим бюджетом на разработку достаточно возможностей бесплатной версии.

  • ARToolKit

    ПО для разработки AR-приложений на iOS, Android, Windows, MacOS и Linux. Среди его многочисленных функций — интеграция GPS и компаса, распознавание плоских изображений и калибровка камер. Платформа обеспечивает высокую скорость работы и отзывчивость мобильных сервисов с дополненной реальностью.

Примеры использования Unity и AR Foundation

  • Unity

    Игровой движок, на котором разрабатывают мобильные игры. Он поддерживает мощный набор инструментов и библиотек для работы с графикой и анимацией. Многие компании отдают предпочтение этой платформе, поскольку её гибкость позволяет подстраивать движок под задачи бизнеса и создавать приложений разных видов и масштабов. С его помощью можно реализовать как простую игру-головолоку, так и метавселенную.

  • AR Foundation

    Расширение для Unity, которое позволяет использовать функции ARKit и ARCore. С его помощью разрабатывают AR-приложения с нуля и переносят готовые проекты с одной платформы на другую. Плагин используют в случаях, когда планируется дальнейшее развитие сервиса. Например, выпуск сервиса на Android и его адаптация под iOS в будущем.

Применение AR

Технология дополненной реальности применяется в разных областях бизнеса.

В рекламе и маркетинге

AR используют как дополнительный инструмент для коммуникации с аудиторией и увеличения прибыли. С его помощью можно привлечь внимание пользователей, рассказать о новинках и особенностях продукции, повысить узнаваемость бренда и объём продаж.

Например, приложение LU Cards переводит работу с метафорическими картами в диджитал-плоскость. Человеку больше не нужно носить с собой физическую колоду — она всегда под рукой в смартфоне. А AR-технологии окончательно размывают границу между реальным и виртуальным — пользователи могут делать расклады прямо на столе. Приложение предлагает юзерам новый формат работы с МАК, повышает их лояльность и открывает для бизнеса доволнительные возможности продвижения и монетизации.

Карты летают в пространстве и времени

В образовании и медицине

Дополненную реальность внедряют в процессы обучения в разных сферах, чтобы визуализировать материалы лекций, объяснять сложные процессы и безопасно отрабатывать навыки. Например, проведения хирургических процедур.

Фармацевтическая компания Pfizer использует AR, чтобы рассказывать врачам о лекарственных препаратах в интерактивном формате, повышать вовлечённость в процесс обучения и улучшать запоминаемость информации.

В туризме и путешествиях

В туризме AR используют для предоставления информации о достопримечательностях, заведениях, мероприятиях и погоде в разных городах. Технологию применяют в аэропортах и на железнодорожных вокзалах для информирования пассажиров о рейсах и навигации в здании.

Приложение аэропорта «Шереметьево» помогает путешественникам сориентироваться в терминалах. На экране пользователи видят виртуальную карту, которая помогает им найти стойки регистрации, выходы на посадку, площадку такси, рестораны и другие объекты.

Приложение для посетителей аэропорта. Источник: Шереметьево

В розничной торговле и дизайне

Дополненная реальность улучшает пользовательский опыт, стимулирует продажи и повышает конверсию мобильных приложений. Например, сервис Wanna Nails позволяет примерять лаки для ногтей перед покупкой, а IKEA Place — визуализировать мебель из каталога в своём интерьере.

Проблемы при разработке AR-приложений

При разработке AR-приложений важно учитывать технические ограничения, которые влияют на процесс реализации проектов и пользовательский опыт.

Технические ограничения и аппаратные требования

  • Совместимость

    AR-приложения могут не работать на некоторых смартфонов. Например, дополненную реальность поддерживают только выборочные модели Android-устройств и iOS-девайсы с процессором A9 и выше.

  • Производительность

    Приложения с дополненной реальностью на iOS более быстрые и отзывчивые, поскольку на всех устройствах применяется стандартизированное оборудование. Android использует компоненты разной мощности для своих гаджетов, поэтому производительность приложения зависит от особенностей смартфона. На более новых моделях AR-функции работают стабильнее.

Чтобы выявить возможные проблемы и оптимизировать производительность приложений, важно учитывать особенности целевых устройств и ограничения операционных систем при планировании функциональности сервисов, а также проводить тщательное тестирование.

Проблемы взаимодействия с пользователем и UX/UI

  • Незнакомая функциональность

    Многие пользователи не знакомы с AR-технологиями и их возможностями. Чтобы повысить юзабилити приложения, можно использовать интуитивно понятные иконки, а в некоторых случаях — сопровождать элементы интерфейса подсказками

  • Видимость элементов

    В дополненной реальности виртуальные объекты накладываются поверх окружающей среды. Предметы могут сливаться с фоном, а надписи — плохо читаться. Чтобы избежать этой проблемы, подбирают контрастные оттенки, прорабатывают тени и делают плашки для текстов

  • Реалистичность моделей

    В некоторых случаях особенно важно, чтобы цифровые объекты выглядели, как настоящие. Например, когда дело касается виртуальной примерки одежды. Необходимо убедиться, что приложение точно воспроизводит масштабы предметов

Разработка VR-приложений

VR погружает пользователей в виртуальную реальность с помощью специального программного обеспечения и оборудования. Рассмотрим его особенности.

Основные технологии для VR

В основе VR — технология моделирования трёхмерного пространства. Чтобы погрузиться в него, требуется специальная гарнитура.

  • Очки или шлемы

    Изолируют человека от внешнего света и звука и показывают ему стереоскопическое изображение. Напротив глаз располагаются два экрана, на которые проецируются картинки с небольшим смещением друг от друга для создания 3D-эффекта.

    Также в устройства встроены специальные датчики, которые отслеживают движения и направление взгляда. Например, при повороте головы изображение перестраивается, и человеку кажется, что он перемещается внутри виртуального мира.

  • Джойстики

    Благодаря им пользователь может взаимодействовать с цифровыми объектами. Например, брать камни и бросать их в воду. ПО рассчитывает скорость и траекторию полёта, чтобы картинка выглядела реалистично.

Платформы и SDK

Для конструирования виртуальных миров чаще всего используют кроссплатформенные фреймворки Unity3D и Unreal Engine. С их помощью прорабатывают логику, физику и графику компьютерных игр и приложений с VR. На первой платформе реализованы такие проекты как Pokemon Go и Need for Speed, на второй — Fortnite и Mortal Kombat.

Возможности инструментов расширяют языки программирования. Unity3D поддерживает С++, Unreal Engine — на JavaScript и C#. Разработчики могут собрать сцену в визуальном редакторе или прописать её в коде, если нужно реализовать уникальные функции.

Инструменты для создания 3D-контента

Для создания виртуальных объектов дополнительно используют редакторы трёхмерного контента Autodesk 3ds Max и Blender. Они позволяют более детально прорабатывать персонажей, настраивать окружение зданий, камеру и свет, создавать сцены с большим количеством людей и имитировать физические свойства жидкостей, например, воды или лавы.

Оба инструмента поддерживают рендеринг с трассировкой лучей и обеспечивают плавную и реалистичную графику. Готовые изображения импортируют на платформы, где происходит сборка VR-приложения.

Применение VR

VR применяется в разных сферах бизнеса.

  • Образование

    Благодаря приложениям VR Chemistry LAB и MEL Science учителя могут проводить практические работы по химии и физики в виртуальных лабораториях

  • Медицина

    Приложение VRMedSoft помогает восстановить двигательные навыки, тренировать когнитивные функции и корректировать эмоциональное состояние пациентов после инсульта, травм спинного мозга и других заболеваний

  • Обучение сотрудников

    X5 Group проводит тренинги для продавцов-консультантов в VR. Сотрудники попадают в виртуальный «Перекрёсток» и учатся взаимодействовать с клиентами

  • Путешествия

    Сеть отель Marriott запускала платформу для виртуальных путешествий VR Postcards. Пользователи могли повторить маршрут реальных путешественников в Чили, Руанде и Пекине

  • Маркетинг

    Jaguar провёл презентацию концепции своего первого электрокара I-PACE в VR пространстве. Зрители смогли посидеть на виртуальном водительском кресле и осмотреть салон авто изнутри

Вызовы при разработке VR-приложений

VR-приложения сложно реализовать для широкой целевой аудитории. Есть две ключевые причины

Технические ограничения: производительность и задержки

Чтобы добиться эффекта погружения в виртуальную реальность необходимо обеспечить высокую производительность VR-приложения в режиме реального времени, а для этого требуется мощное «железо». Например, виртуальные очки Oculus Rift рекомендуют подключать к устройствам с оперативной памятью от 8GB, процессором i5-4590 эквивалент или выше и видеокартой NVIDIA GTX 970/ AMD 290.

При недостатке мощностей возникают проблемы с рендерингом: VR-сцены долго загружаются, а картинка становится прерывистой — задержки снижают качество визуального восприятия и вызывают у пользователей дискомфорт.

Аппаратное обеспечение: гарнитуры и контроллеры

Для работы VR-приложений недостаточно смартфонов, планшетов или компьютеров. Чтобы погрузиться в виртуальную реальность, требуется специальное оборудование, довольно массивное и дорогостоящие, поэтому пользователей VR-устройств в мире намного меньше, чем пользователей мобильных телефонов. По этой причине проекты с виртуальной реальностью, как правило, ориентированы на узкую целевую аудиторию и централизованное применение. Например, в VR клубах и офисах компаний, где есть необходимые гарнитуры.

Веб-разработка и виртуальная реальность: WebVR

Сделать VR-приложения более мобильными и доступными позволяет технология WebVR. Разберём её особенности.

Обзор стандарта WebVR и его возможностей

WebVR — браузерный API для доступа к VR-устройствам. С его помощью очки, шлемы и джойстики виртуальной реальности можно подключить к мобильным девайсам с любой производительностью и ОС. Стандарт используют для разработки веб-приложений с виртуальной реальностью. Их не нужно скачивать на устройства — контент запускается из интернета.

Google, Samsung и Xiaomi и другие компании выпускают более компактные и доступные гарнитуры для смартфонов. Например, Google Cardboard. Шлем создаёт стереоскопическое изображение, а встроенный в смартфон гироскоп отслеживает повороты головы. Благодаря комбинации этих возможностей пользователь может просматривать панорамные фото и видео и играть в 3D-игры.

Примеры использования VR в веб-разработке

  • The Hall VR

    Виртуальный музей с анимированными экспонатами: картинами классиков и скульптурами исторических личностей

  • Dance Tonite

    Танцевальное приложение, где можно наблюдать за выступлениями других пользователей и демонстрировать свою хореографию под треки группы LCD Soundsystem

  • Konterball

    Виртуальный настольный теннис. Можно играть одному и с друзьями, с гарнитурой и без

  • Mars VR

    VR-игра, которая симулирует марсианскую миссию. Игроки отправляются в космос, высаживаются на Марс, исследуют планету и выполняют другие задания

  • The musical forest

    Музыкальный лес, в который можно отправиться вместе с друзьями, чтобы сочинить собственные мелодии

Тренды и прогнозы развития рынка VR и AR

Рынок VR и AR постепенно расширяется и проникает в разные сферы жизни. Компания IDC прогнозирует всплеск продаж AR/VR гарнитур в 2024 году — поставки вырастут более чем на 46%. Делимся прогнозами экспертов, в каких направлениях технологии продолжат развиваться в ближайшее время.

  • Интеграция с искусственным интеллектом

    ИИ используют для распознавания объектов, создания персонажей и виртуальных миров и генерации сценариев взаимодействия с цифровым контентом.

  • Развитие метавселенных

    Метавселенные — виртуальные миры, которые объединяют множество пользователей и приложений. Они будут использоваться для обучения, развлечений и работы. Например, в них планируют проводить кинопоказы и концерты.

  • Расширение применения в образовании

    VR и AR будут использовать в образовательных учреждениях для изучения таких предметов как история, география, химия и физика.

  • Применение в медицине и здравоохранении

    Дополненная и виртуальная реальности найдут широкое применение в реабилитации пациентов после операций, обучении медицинских работников и создании виртуальных тренажёров для тренировки навыков.

  • Интерактивный маркетинг

    VR и AR пока что в новинку для пользователей, поэтому компании будут использовать их в рекламных кампаниях для преодоления баннерной слепоты и привлечения внимания аудитории.

Заключение

Технологии AR и VR предлагают бизнесу новые способы взаимодействия с аудиторией. Они позволяют визуализировать информацию, создавать интерактивный контент и запускать яркие маркетинговые кампании. Всё это способствует улучшению пользовательского опыта и повышению узнаваемости бренда.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь