Как прототипирование мобильных приложений экономит бюджет и нервы заказчика
Как прототипирование мобильных приложений экономит бюджет и нервы заказчика
Перед созданием мобильного приложения необходимо удостовериться, что оно будет востребовано среди пользователей, а разработчики смогут правильно реализовать логику работы сервиса. Проверить жизнеспособность идеи и объяснить команде, как всё должно функционировать, помогает прототипирование. В статье поговорим о том, из каких этапов оно состоит и как помогает на проектах.
Что такое прототип и для чего делается прототипирование
Прототип — черновая версия будущего цифрового продукта, которая используется для демонстрации его ключевых возможностей и тестирования идей. Она представляет собой набор экранов, которые отражают точную структуру и примерный дизайн мобильного приложения. Несмотря на отсутствие кода, макет может быть кликабельным: полностью или частично имитировать работу интерактивных элементов.
Цель прототипа — визуализировать идею, получить фидбэк целевой аудитории и определить примерный вектор развития проекта.
Пример прототипа мобильного приложения
Экономия времени и средств
Прототипирование мобильных приложений — это быстрый способ проверить бизнес-идею и оценить её перспективы на рынке. Он позволяет убедиться, что продукт соответствует потребностям пользователей, выявить слабые места в концепции и усовершенствовать её до начала разработки. Внесение изменений в макет и код на более поздних этапах может привести к увеличению стоимости проекта и затягиванию сроков реализа.
Если идея окажется нежизнеспособной или сложной в реализации, можно изменить концепцию или отказаться от задумки. Это дешевле, чем выпустить сервис, который не будет пользоваться спросом.
Ещё один плюс прототипа — с его помощью можно показать разработчикам, как должно выглядеть и работать мобильное приложение. Наличие наглядного примера помогает реализовать проект так, как он задуман, избежать серьёзных ошибок и снизить количество доработок.
Улучшение UX/UI
Прототипирование необходимо для тестирования UX и UI — логики работы и внешнего вида мобильного приложения. Оно помогает улучшить юзабилити и пользовательский опыт.
Условно тестирование прототипов можно разделить на две составляющие:
Проверка функциональности. Помогает удостовериться, что в приложении есть все нужные пользователям функции и добавить недостающие фичи при необходимости. Если в результате UX-тестов обнаруживаются ненужные опции, от них можно отказаться, чтобы не тратить время и деньги на реализацию.
Оценка юзабилити. Позволяет проанализировать, насколько легко пользователи ориентируются в интерфейсе и с какими сложностями сталкиваются при взаимодействии с сервисом. Дизайн дорабатывают с учётом обратной связи аудитории, чтобы сделать приложение более удобным. Например, если пользователям трудно найти кнопку «оформить заказ», можно изменить её местоположение или цвет, чтобы сделать UI-элемент более заметным.
Презентация для заказчиков и инвесторов
Прототип упрощает коммуникацию с заказчиком. Он позволяет убедиться, что продукт соответствует ожиданиям и удовлетворяет потребности бизнеса. Заказчик может оценить функциональность и удобство интерфейса, что снижает вероятность возникновения разногласий и недопонимания в процессе разработки.
Также прототип используют для презентации идеи инвесторам. Он помогает наглядно продемонстрировать концепцию и даёт потенциальным партнёрам представление о преимуществах и недостатках продукта, его перспективах на рынке и рисках реализации.
Виды прототипов приложений
Прототипы делятся на две категории по уровню детализации.
Низкокачественные прототипы
Прототип низкой точности (Low fidelity) — схематичное изображение мобильного приложения, которое рисуют на бумаге или в графическом редакторе. Его также называют варфреймом. Используется на ранних этапах работы над проектом для обсуждения идей с командой, формирования структуры мобильного приложения и проектирования пользовательских путей.
Низкокачественный прототип фокусируется на функциональности, а не на визуальных деталях. Он демонстрирует расположение и наполнение экранов, а также взаимосвязь между основными элементами интерфейса. Например, он показывает, куда попадёт пользователь, если кликнет по той или иной кнопке. Презентовать такой прототип инвесторам и пользователям проблематично, потому что визуально он далёк от настоящего продукта.
Пример прототипа низкой точности
Высококачественные прототипы
Прототип высокой точности (High fidelity) — детализированный интерактивный макет с дизайном, анимацией и кликабельными элементами. Он создаётся с помощью специальных инструментов, которые позволяют настраивать поведение всех элементов интерфейса при взаимодействии с пользователями. Юзеры могут скроллить страницы, нажимать кнопки, заполнять формы и выполнять другие действия.
Высококачественный прототип максимально приближен к готовому мобильному приложению. Поэтому его используют для тестирования разных пользовательских сценариев на целевой аудитории и презентации проекта заинтересованным лицам.
Пример прототипа высокой точности
Этапы прототипирования приложений
Рассмотрим последовательность шагов разработки прототипа. Всего выделяют четыре этапа.
Идея и исследование
Перед началом работы собирают требования к проекту и проводят исследования. Погружаются в специфику бизнеса заказчика, составляют портрет целевой аудитории и анализируют конкурентов. Глубокая аналитика необходима, чтобы выявить потребности компании и пользователей, взять на заметку удачные решения на рынке и понять, чего следует избегать в работе.
Собранная информация помогает сформировать концепцию будущего цифрового продукта. Определиться с дизайном, составить матрицу функций и придумать киллер-фичу — уникальную опцию, которая позволит выделиться на фоне похожих приложений.
Создание каркаса
На основе выбранной концепции и требований к проекту создают каркас будущего продукта — прототип низкой точности. Для формирования структуры приложения продумывают:
Пользовательские сценарии. Возможные способы взаимодействия пользователей с сервисом. Например, в мобильном банке узнать баланс счёта, перевести деньги другу или оформить кредит.
Информационную архитектуру. Подход к организации контента, который помогает находить нужную информацию в сервисе. Например, пользователь заходит в фитнес-приложение и может интуитивно понять, где найти тренировку на нужную группу мышц.
Наполнение экранов. Расположение кнопок, иконок, форм, картинок и текстовых блоков. Все элементы обозначают схематично. Логотипы, цвета, шрифты и другие элементы фирменного стиля в низкокачественных прототипах не используют.
Создание интерактивного прототипа
Далее схематичное изображение будущего продукта детализируют. Настраивают цвета и шрифты, подбирают иконки и картинки, добавляют анимацию и ссылки, чтобы сделать элементы кликабельными. В результате получается модель, которая передаёт цельный визуальный образ мобильного приложения и имитирует работу сервиса.
Тестирование
Для выявления и исправления недочётов в мобильном приложении проводят юзабилити-тестирование прототипа. Процесс состоит из пяти ключевых шагов:
Определение цели. Тестирование проводят для проверки навигации, функциональности или эстетической привлекательности сервиса. Важно чётко сформулировать цель. Например, выявить три ключевые проблемы, с которыми могут столкнуться пользователи при оплате покупки.
От цели исследования зависят метрики для оценки качества мобильного приложения. Например, чтобы оценить интуитивность интерфейса, можно измерить время, которое пользователи тратят на выполнение определённых задач, таких как поиск нужного товара в каталоге или оформление заказа.
Написание сценария. Исследование проходит по заранее намеченному плану. Составляется перечень и последовательность задач, которые должны выполнить пользователи. Например, зарегистрироваться на сайте, выбрать тарифный план, оплатить услуги и активировать свою подписку.
Сценарий тестирования мобильного банка
Выбор типа тестирования. Существует два основных вида тестирования: модерируемое и немодерируемое. В первом случае модератор ставит перед участниками исследования задачи и наблюдает за их действиями. В процессе тестов он может задавать дополнительные вопросы. Например, чтобы узнать эмоции пользователей от взаимодействия с интерфейсом. Во втором случае фокус-группа получает список заданий и выполняют их самостоятельно в удобное время. Программа автоматически фиксирует их действия, а пользователи записывают свои впечатления от использования приложения. Преимущества этого метода — большой охват аудитории.
Поиск респондентов. Для участия в исследовании приглашают потенциальных пользователей. У них должны быть схожие интересы, ценности и образ жизни. Если нужно протестировать приложение на разных сегментах целевой аудитории, проводят глубинные интервью с 4-8 представителями каждой группы.
Тестирование и анализ результатов. После проведения исследования составляют отчёт о тестировании. Мобильное приложение дорабатывают с учётом замечаний и предложений пользователей. Например, добавляют фичи, которых не хватает, или корректируют дизайн, если он отвлекает от функциональности.
Доработки по результатам тестирования прототипа
ТОП сервисов инструментов для прототипирования приложений
Делимся подборкой сервисов для создания прототипов, которые выглядят и работают как готовое приложение.
Sketch
Графический редактор, заточенный под проектирование мобильных интерфейсов и создание векторной графики. С его помощью можно разработать создать вайрфрейм и дизайн-макет, а на их основе — собрать интерактивный прототип. Такая опция доступна благодаря интеграции Sketch с сервисом для прототипирования InVision Studio и огромным количеством плагинов для настройки анимации.
Делиться прототипами с командой, заказчиками и пользователями можно через облачный сервис Sketch Cloud. В нём есть функция комментирования, с помощью которой удобно собирать обратную связь.
Adobe XD
Программа для создания интерфейсов от семейства Adobe. Макеты экранов можно собирать прямо в Adobe XD или импортировать из других программ. Инструмент совместим с Illustrator и Photoshop и часто применяется на проектах, где разработка интерфейса ведётся в этих программах. Интеграция с After Effects позволяет настраивать кастомную анимацию и переходы и проектировать сложное взаимодействие с пользователями.
В Adobe XD можно создавать компоненты и стили, объединять элементы в дизайн-системы, а затем — использовать их в интерфейса повторно. Это ускоряет прототипирование и обеспечивает визуальное единство проекта.
InVision Studio
Сервис предназначен для создания прототипов и их тестирования. Поддерживает импорт файлов из всех популярных графических редакторов, в том числе Figma, Sketch и Photoshop. Автоматически адаптирует макеты под экраны смартфонов, планшетов и компьютеров и позволяет протестировать прототип на разных устройствах.
Предлагает наборы готовых компонентов, мощные инструменты для настройки анимации и плагины, которые ускоряют разработку. Например, плагин Craft упрощает работу с контентом. Он автоматически генерирует такие шаблонные тексты, как заголовки, имена, даты, и позволяет использовать картинки с бесплатного фотостока Unsplash.
Proto Pie
Инструмент для создания интерактивных прототипов приложения для смартфонов, планшетов, «умных» часов и других гаджетов. С его помощью нельзя создать дизайн с нуля. Зато он позволяет настраивать скроллы и свайпы, переходы между экранами, анимацию взаимодействия, всплывающие подсказки и окна. Благодаря этому прототип способен полностью имитировать работу будущего приложения.
Поддерживает встроенную функцию модерируемого и немодерируемого тестирования. Поделиться прототипом с пользователями можно по ссылке или QR-коду.
Figma
Самый современный и популярный инструмент для создания макетов и прототипов мобильных приложений — его использование стало стандартом в дизайн-индустрии. Мы в MobileUp используем Figma для проектирования и прототипирования цифровых продуктов, поскольку сервис объединяет преимущества других программ. Он упрощает разработку интерфейсов и позволяет использовать один сервис для решения нескольких задач вместо.
Среди преимуществ платформы — развитая экосистема и активное сообщество дизайнеров. Для Figma регулярно выпускаются новые библиотеки, а сам сервис пополняется новыми функциями. Ещё один плюс инструмента — возможность командной работы и обмена комментариями в реальном времени. Это упрощает сбор фидбэка и обмен идеями внутри команды.
Также сервис поддерживает множество плагинов, которые расширяют его функциональность и ускоряют прототипирование. Например, Autoflow используют для демонстрации пользовательских путей, Figmotion для настройки анимации и переходов между экранами, а Pathway — для тестирования.
Заключение
Прототипирование — важный этап разработки мобильных приложений. Оно помогает выпускать полезные и удобные для пользователей сервисы, обеспечивает согласованность действий в команде и предсказуемый результат, а также экономит бюджет заказчика. В заключении делимся тремя принципами создания эффективного прототипа:
Постепенное усложнение. Разработка прототипа начинается с создания простой черно-белой схемы. Она помогает визуализировать структуру приложения и выполняет функцию «скелета» будущего приложения. Постепенно эскиз обрастает подробностями, а на его основе создаётся интерактивный прототип.
Реалистичный контент. Визуально интерактивный прототип должен быть похож на готовое приложению. Чтобы обеспечить максимальное сходство, используют тексты и картинки, которые могут встретиться в реальном интерфейсе. Контент — важная часть навигации внутри сервиса, которая помогают фокус-группе погрузиться в контекст использования продукта.
Итеративный подход. Готовый прототип тестируют, дорабатывают с учётом обратной связи и тестируют снова. Эта цепочка действий может повторяться несколько раз — до тех пор, пока пользователи не останутся полностью довольны функциональностью и дизайном мобильного приложения.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь