Как проектирование мобильных приложений помогает прийти от идеи к концепции

Приложение

Как проектирование мобильных приложений помогает прийти от идеи к концепции

Перед началом разработки мобильного приложения команда проекта продумывает структуру, функциональность, внешний вид и технологическую базу будущего цифрового продукта — этот процесс называется проектированием. Рассказываем, из каких этапов он состоит, почему их нельзя пропускать и как они помогают бизнесу избежать финансовых и временных потерь.

Зачем нужно проектировать приложение

На этапе проектирования мобильных приложений создают не готовый продукт, а его «каркас» — архитектуру и пользовательский интерфейс. Иногда у заказчиков возникает вопрос, можно ли пропустить этот шаг и сразу приступить к написанию кода, чтобы сэкономить время и деньги. Однако такой подход часто оборачивается увеличением затрат и затягиванием сроков релиза. Причин две:

  • У заказчика и разработчиков может быть разное представление о том, каким должно получиться мобильное приложение. Если на этапе релиза выяснится, что готовый продукт не соответствует ожиданиям его владельца, придётся вносить в проект множество изменений или переделывать всё с нуля.

  • Разработка мобильного приложения требует внимания ко множеству деталей. Если упустить что-то из виду, есть риск возникновения багов, проблем с юзабилити и сложностей с масштабированием. Скорее всего, ошибки обнаружатся на этапе тестирования, команде придётся проводить рефакторинг, а бизнесу — сдвигать сроки вывода продукта на рынок.

Проектирование позволяет избежать подобных ситуаций. Оно помогает сформулировать у всех участников процесса чёткое представление о том, какое именно приложение и зачем создаётся, подобрать подходящий стек технологий и определить точные сроки и бюджет разработки.

Сбор информации о продукте: функциональные и нефункциональные требования

Перед тем, как проектировать дизайн мобильного приложения и его архитектуру, команда обсуждает проект с заказчиком и заинтересованными лицами. Специалисты узнают цели и задачи приложения, перспективы развития, способы монетизации и ключевые требования к цифровому продукту. Требования делятся на две категории:

Функциональные требования. Опции, которые должна выполнять система, чтобы удовлетворять потребностям пользователей и бизнеса. Например, мессенджер должен отправлять сообщения и поддерживать загрузку файлов, а сервис для автоматизации бизнес-процессов — собирать статистику и генерировать отчёты.

Нефункциональные требования. Характеристики, которые влияют на масштабируемость, производительность, надёжность, безопасность и удобство использования приложения. Например, максимальная нагрузка, которую должен выдерживать сервис.

На основе полученной информации составляется список спецификаций и документация. Они служат фундаментом для построения архитектуры, разработки прототипа и дизайн-макета. Отсутствие чётких требований затрудняет формирование структуры приложения и подбор технологического стека.

Проектирование интерфейса мобильного приложения (UX/UI)

Процесс проектирования включает в себя создание UX/UI-дизайна. Команда продумывает, как будет выглядеть мобильное приложение и как пользователи смогут взаимодействовать с ним. Рассмотрим основные этапы работы над интерфейсом.

Создание пользовательских сценариев

Пользовательские сценарии — это подробные описания возможных способов взаимодействия юзеров с мобильным приложением. Они включают в себя информацию о целях использования сервиса и шагах, которые люди предпринимают для их достижения. Например, с помощью интернет-магазина можно сравнивать цены на разные товары, делать покупки онлайн и задавать вопросы в службу поддержки. Для написания сценариев команда составляет детальные портреты потенциальных клиентов: анализирует их потребности, модели поведения и предпочтения.

Полученные данные используют для проектирования функциональности мобильного приложения — формирования набора фичей, необходимых для создания позитивного пользовательского опыта. Также они способствует повышению юзабилити. Сценарии позволяют взглянуть на приложение глазами целевой аудитории: составить карту пути пользователей, понять их мысли и чувства при использовании продукта. Например, с помощью сценариев можно выявить возможные узкие места, с которыми могут столкнуться юзеры.

Путь пользователя к совершению покупки на маркетплейсе

Прототипирование: создание детализированных и интерактивных прототипов

Прототип мобильного приложения — черновая версия будущего продукта, которая наглядно демонстрирует его возможности. Она отражает расположение и функциональное наполнение экранов и частично или полностью имитирует работу интерактивных элементов.

Прототипирование позволяет визуализировать задумку, презентовать её команде, заказчику и инвесторам, проверить бизнес-логику проекта и получить отклик от целевой аудитории. Для оценки функциональности и удобства использования мобильного приложения собирают фокус-группу, которую просят протестировать сервис и поделиться впечатлениями, что понравилось, а что нет.

Наличие прототипа позволяет согласовать первоначальную модель приложения, собрать идеи по усовершенствованию продукта, выявить проблемы в работе сервиса и внести правки до того, как начнётся разработка. Редактирование макета и кода на более поздних этапах может привести к увеличению стоимости проекта и затягиванию сроков релиза.

Разработка концепции

Следующий шаг — разработка визуальной концепции проекта. Команда дизайна анализирует нишу бизнеса, особенности целевой аудитории и мобильные приложения со схожей функциональностью. Исследования помогают понять предпочтения потенциальных пользователей, отразить в дизайне тематику сервиса и придумать фишки, благодаря которым получится отстроиться от конкурентов и создать запоминающееся и узнаваемое оформление интерфейса.

Чтобы разработать фирменный стиль, который отражает идентичность бренда и соответствует ожиданиям клиента, в работе опираются на референсы заказчика и брендбук компании. Для демонстрации возможных вариантов оформления будущего продукта дизайнеры подбирают цветовую палитру, типографику, стили иконок, кнопок и других функциональных элементов, продумывают анимацию. Все элементы объединяют в единую визуальную концепцию, которую позже защищают её перед клиентом.

Дизайн, ориентированный на пользователя

Когда визуальная концепция утверждена, приступают к проектированию дизайна приложения. Прототип играет роль своеобразного шаблона, по которому создают макеты — отрисовывают все экраны и блоки мобильного сервиса.

Дизайн должен быть не только эстетичным, но и функциональным, поэтому в разработке учитывают следующие нюансы:

  • Контекст использования

    UI мобильного приложения адаптируют под типичные ситуации, в которых оно используется. Например, сервисы с картами чаще всего юзают на улице или за рулём, поэтому элементы интерфейса делают достаточно крупными, чтобы человек не отвлекался от дороги.

  • Гайдлайны операционных систем

    Между платформами iOS и Android есть различия, которые учитывают при разработке дизайна. Например, в iOS кнопка назад размещается в верхнем левом углу приложения, а в Android — в панели управления снизу. Если поменять расположение элементов и предложить аудитории непривычные механизмы управления, сервис может показаться неудобным. Следование гайдлайнам помогает создать привычный и удобный интерфейс.

  • Психология восприятия

    Чтобы создать интуитивно понятный интерфейс, в дизайне учитывают ассоциации, которые вызывают у пользователей определенные оттенки, иконки и настройки анимации. Например, красный цвет сигнализирует об ошибке, а зелёный — об успешно выполненном действии.

  • Разрешение экранов

    Приложения используют на девайсах с разным разрешением сторон. Чтобы компоненты интерфейса не накладывались друг на друга, дизайн адаптируют под смартфоны, планшеты и компьютеры и проверяют на разных устройствах. Цель тестирования — убедиться, что все компоненты правильно масштабируются.

    Макеты делают максимально приближенными к реальности, чтобы можно было понять, как сервис выглядит и работает. Получается подробная, но пока нерабочая модель будущего цифрового продукта, по которой будет идти разработка. Чтобы ускорить её и обеспечить единообразие интерфейса, создают UI-кит — набор готовых элементов интерфейса. Каждый из них достаточно закодировать один раз и использовать многократно в разных частях программы.

Проектирование архитектуры мобильного приложения

Параллельно с UX/UI-дизайном проектируют архитектуру мобильного приложения. На этом этапе команда описывает внутреннюю логику работы сервиса и определяет технологический стек. Разберём ключевые стадии этого процесса.

Выбор архитектурного стиля

Архитектурные стили — наборы принципов, которые определяют структуру мобильного приложения и способы взаимодействия компонентов системы между собой. Формально выделяют четыре наиболее распространенных паттернов разработки. Выбор зависит от проектных требований, источников получения данных, платформы и перспектив развития приложения.

MVC (Model-View-Controller). Делит программный код на три компонента. Модель отвечает за обработку, хранение и управление данными, представление — за их отображение и внешний вид приложения, а контроллер — за синхронизацию модели и представления. Контроллер получает данные от пользователя, обрабатывает их и обновляет модель, а модель обновляет представление новыми данными.

Компоненты разрабатываются независимо друг от друга и слабо связаны между собой, что сокращает время разработки, упрощает обслуживание и масштабирование проекта. Apple рекомендует этот архитектурный стиль для создания приложений на iOS. Однако контроллер может стать узким местом для сложных приложений с насыщенной функциональностью.

Архитектурный шаблон MVC

MVP (Model-View-Presenter). Модель и представление не взаимодействуют напрямую: информацию между ними передаёт презентер, который играет роль функциональной прослойки. Такой подход к архитектуре улучшает разделение задач, поскольку чётко разграничивает бизнес-логику и пользовательский интерфейс. Это позволяет тестировать все компоненты по отдельности и реализовывать более сложную функциональную «начинку», однако может привести к увеличению кодовой базы.

Архитектурный шаблон MVP

MVVM (Model-View-ViewModel). За обработку команд и обновление интерфейса отвечает компонент «модель-представление». Он выполняет функцию между моделью и представлением, которые связаны друг с другом через привязки данных. Шаблон позволяет отделить логику, связанную с пользовательским интерфейсом, от базовой бизнес-логики. Улучшает читаемость кода и облегчает масштабирование приложений. Подходит для сервисов со сложным графическим интерфейсом.

Архитектурный шаблон MVVM

Clean Architecture. Состоит из четырех слоёв, которые можно представить в виде концентрических кругов. В центре находится доменный слой, который определяет бизнес-логику работы приложения. Он окружён сценариями использования сервиса (описывают последовательность действий пользователей), интерфейс-адаптерами (преобразуют данные из одного формата в другой) и фреймворками (включает в себя базы данных, UI-компоненты, библиотеки и плагины). Внешние слои зависят от внутренних слоёв, но не наоборот, что позволяет вносить изменения в пользовательский интерфейс с минимальным влиянием на бизнес-логику. Стиль рекомендован для приложений на Android и сервисов, которые требуют высокой поддерживаемости.

Чистая архитектура

Выбор архитектурного стиля приложения важен для определения оптимальной структуры кода, обеспечения гибкости и масштабируемости проекта. Пропустив этот шаг, можно столкнуться с трудностями при изменении и добавлении фичей в будущем.

Разработка архитектуры

Самый эффективный способ визуализировать внутреннее устройство мобильного приложения — изобразить его в виде диаграммы. Команда выбирает подходящий архитектурный шаблон и составляет схему, которая отражает работу системы. Например, на изображении ниже есть хранилище данных DWH, базы данных MySQL, интеграции со сторонними сервисами и админ-панель для управления приложением.

Архитектура позволяет увидеть связи между компонентами и составить техническое задание для разработчиков. Если работать без неё, могут возникнуть ошибки в работе приложения и трудности с его развитием. Для их устранения может потребоваться рефакторинг — переработка кода с целью улучшения его структуры. Он влечёт за собой дополнительные рабочие часы и затраты.

Первичный набросок архитектуры

Проектирование компонентов

Первичный набросок архитектуры постепенно детализируют. Определившись с общим устройством мобильного приложения, команда разработки приступает к проектированию «кирпичиков», из которых состоит архитектура. Она подробно описывает назначение и свойства каждого компонента. Перечислим основные:

Пользовательский интерфейс. Визуальная часть цифрового продукта, с которой взаимодействуют пользователи. Включает в себя меню, кнопки, иконки, чекбоксы, поля ввода и другие UI-элементы.

Бизнес-логика. Содержит информацию о всех внутренних процессах приложения и сценариях обмена данными. Отвечает за обработку запросов пользователей, предоставление информации, безопасность сервиса и работу платёжных шлюзов.

Модель данных. Обычно данные хранятся на сервере. Этот компонент позволяет обращаться к нему и запрашивать необходимую информацию. На этом уровне сосредоточены все инструменты для предоставления доступа к информации и её проверки.

Проектирование компонентов облегчает организацию разработки ПО. Реализация каждого слоя становится отдельной задачей. Члены команды распределяют таски между собой, чтобы оптимизировать рабочий процесс и выпустить продукт настолько быстро, насколько возможно.

Проектирование инфраструктуры

Инфраструктура мобильного приложения — это набор компонентов и инструментов, необходимых для развёртывания программы и управления сервисом. Она включает в себя три базовых элемента:

Сервер. Место, в котором хранится информация о бизнес-логике сервиса. Код — просто набор файлов на компьютерах разработчиков. Чтобы приложение появилось в интернете и работало на мобильных устройствах, его нужно разместить на сервере.

Хранилище данных. Цифровая система хранения, которая объединяет большие объемы данных из разных источников и предоставляет информацию по запросу пользователей. К ней относятся базы данных, облачные сервисы и инструменты извлечения данных

Служба безопасности. Технологии и инструменты для защиты мобильных приложений от кибератак и утечек данных. Они обнаруживают и устраняют уязвимые места и обеспечивают стабильную работу сервиса.

Если не продумать инфраструктуру заранее, в будущем могут возникнуть проблемы с управлением приложением, а также с производительностью и безопасностью сервиса.

Выбор технологий

Далее команда разработки анализирует архитектуру мобильного приложения и формирует подходящий стек технологий, который позволит реализовать проект так, как он задуман. В него входят следующие инструменты:

Язык программирования и фреймворк. Выбор зависят от платформы, для которой разрабатывается программа. Например, нативные сервисы для iOS пишут на языке программирования Swift, а для Android — на Java и Kotlin. А если продукт нужно выпустить на обеих платформах, сэкономив при этом бюджет и время, используют кроссплатформенные фреймворки: React Native, Flutter или Kotlin Multimplatform Mobile.

SDK (Software Development Kit — комплект для разработки ПО). Набор инструментов для разработки мобильного ПО. Включает в себя API, библиотеки, отладчик и документацию.

API (Application Programming Interface — интерфейсы прикладного программирования). Наборы способов и правил, по которым разные программы общаются между собой и обмениваются данными. Например, когда пользователь заказывает такси, он обращается к платёжной системе через API.

CDN (Content Delivery Network — сеть доставки контента). Географически распределённая группа серверов для быстрой доставки контента. Они расположены ближе к пользователям, поэтому ускоряют передачу информации и сокращают время загрузки фотографий, видео и других материалов.

Балансировщик нагрузки. Программное обеспечение, распределяющее запросы клиентов между серверами. Обеспечивает стабильную работу приложения и высокую скорость загрузки страниц.

Без знания технологического стека невозможно сформировать команду разработчиков, владеющих нужными инструментами.

Заключение

На проектировании мобильного приложения работа над ним не заканчивается. Перед тем, как проект превратится в готовый цифровой продукт и станет доступен для пользователей, предстоит решить ещё много задач, среди которых написание кода, тестирование и отладка сервиса. Однако именно на этапе проектирования команда закладывает фундамент будущего успеха: проходит путь от идеи до детализированной концепции проекта и формирует техническое задание для разработчиков.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь