Аутстаффинг: как решить проблему временной нехватки IT-специалистов в команде
Аутстаффинг: как решить проблему временной нехватки IT-специалистов в команде
Штатные сотрудники часто перегружены текущими задачами, а для найма дополнительных специалистов не у всех компаний есть ресурсы. В таких ситуациях выручает аутстаффинг — «аренда» персонала у сторонних подрядчиков. В статье рассмотрим преимущества, недостатки и юридические нюансы такого метода подбора команды.
Определение
Что такое аутстаффинг персонала простыми словами
Аутстаффинг (от англ. outstaffing) — это модель найма персонала, при которой сотрудники юридически оформлены в одной организации, но фактически работают в другой. Допустим, компания хочет выпустить приложение, но в штате нет мобильных разработчиков, а графический дизайнер никогда не проектировал интерфейсы для мобильных устройств. Её представитель обращается к агентству-аутстафферу и «арендует» у него нужных специалистов. Фактически они выполняют задачи компании-заказчика, но де-юре числятся в штате компании-аутстаффера.
От обычных кадровых агентств аутстаффинговые отличаются тем, что не ищут специалистов по запросу. Нужные заказчику сотрудники у них уже есть — они могут сразу подключить их к проекту. При этом все формальности, связанные с наймом и оплатой труда, аутстаффинговая организация берёт на себя. Заказчик полностью освобождается от административных вопросов.
Процесс
Процесс аутстаффинга: как происходит передача сотрудников от одной компании другой
Найм сотрудников на аутстаффинге протекает по такому алгоритму:
- Анализ потребностей
Компания-заказчик анализирует бизнес-задачу и определяет, каких сотрудников не хватает в команде для её решения. Перечисляет знания и навыки, которыми должен обладать каждый специалист, а также задачи, которые ему предстоит выполнять.
- Поиск компании-исполнителя
Заказчик выбирает аутстаффинговое агентство для сотрудничества. Обычно отталкиваются от опыта работы с аналогичными проектами, репутации на рынке и отзывов клиентов.
- Заключение договора и подбор персонала
Заказчик и исполнитель обсуждают условия сотрудничества и заключают договор. В нём фиксируют предмет оказания услуг, длительность отчётного периода, порядок оплаты и зоны ответственности сторон. Аутстаффинговая компания подбирает подходящих под требования клиента специалистов и отправляет их кандидатуры на согласование. С теми, кто понравился, проводят собеседования и при необходимости просят выполнить тестовое задание. Когда состав команды «арендуемых» специалистов утверждён, в дополнительных соглашениях к договору указывают перечень задач, стоимость услуг в час и другие детали.
- Передача сотрудников
«Арендуемых» сотрудников подключают к проекту и знакомят с командой. Они начинают решать задачи компании-заказчика — удалённо или в офисе, при этом формально продолжают числиться в штате агентства-аутстаффера. Постановкой задач «арендуемым» сотрудникам и отслеживанием прогресса проекта занимается заказчик. Если в процессе он понимает, что его не устраивает качество кода или скорость работы аутстаф-специалиста, он вправе потребовать замену.
- Контроль и отчётность
Агентство-аутстаффер берёт на себя бухгалтерский и кадровый учёт, выплачивает зарплаты, решает административные вопросы. А в прописанные в договоре сроки предоставляет компании-заказчику отчёты о эффективности предоставленных сотрудников и проделанной работе в целом.
Процесс аутстаффинга шаг за шагом
Роли и обязанности
Роли и обязанности аутстаффинговой компании и компании-заказчика
Аутстаффинговая компания берёт на себя все административные и юридические обязанности:
подбирает сотрудников, подходящих под требования заказчика;
оформляет договоры, соглашения о неразглашении коммерческой тайны и другие документы, необходимые для регулирования трудовых отношений;
рассчитывает и начисляет «арендуемому» персоналу заработную плату, больничные, отпускные и другие выплаты. Предоставлением необходимых документов в контролирующие органы также занимается агентство-аутстаффер.
Компания-заказчик занимается рабочими вопросами:
распределяет и ставит задачи команде, контролирует их выполнение;
обеспечивает надлежащие условия труда — при необходимости предоставляет сотрудникам рабочие места, оборудование, техническую документацию и другие материалы.
Обязанности заказчика, аутстаффера и сотрудника
Отличия
Отличия аутсорсинга и аутстаффинга
Аутстаффинг часто путают с другой популярной моделью найма внешнего персонала — аутсорсингом. Рассмотрим примеры, когда и какую из них применяют.
- Аутсорсинг
У компании нет собственной команды разработки или внутреннего эксперта, который бы разбирался в IT. При этом у неё есть потребность в цифровом продукте и бюджет на его создание. Тогда она обращается в аутстаффинговое агентство — озвучивает бизнес-задачу, договаривается о сроках и цене её реализации.
Результат сотрудничества в формате аутсорсинга — готовый проект, к примеру, мобильное или веб-приложение, над которым работала внешняя команда. Эта же команда несёт ответственность за качество созданного продукта.
- Аутстаффинг
У компании есть внутренняя IT-команда, но не хватает «рук» для решения текущих задач. Она обращается к услугам аутстаффингового агенства, чтобы арендовать одного или нескольких специалистов, которые на время станут частью команды. Заказчик самостоятельно контролирует работу, следит за выполнением спринтов и несёт ответственность за конечный результат.
Основные различия
Основные различия: передача функций или передача сотрудников
Пройдёмся по основным критериям сравнения, чтобы лучше понять разницу между аутсорсингом и аутстаффингом.
- Управление процессом
Бизнес нанимает аутсорс-команду, чтобы решить конкретную задачу. Например, разработать мобильное приложение. Заказчик не акцентирует внимание на том, кто именно выполняет работу и не вмешивается в организацию бизнес-процессов. Аутсорсинговое агентство самостоятельно запускает и ведёт проект до финала. Заказчик получает готовый сервис, созданный по его требованиям.
К аутстаффингу прибегают, когда внутри уже есть экспертиза. Цель заказчика — не делегировать разработку стороннему подрядчику, а усилить собственную команду недостающими специалистами. Заказчик самостоятельно выстраивает процесс работы — ставит задачи и отслеживает статусы по ним.
- Ответственность за результат
При аутсорсинге ответственность за конечный результат на подрядчике. При аутстаффинге — на компании-заказчике.
- Порядок оплаты
При аутсорсинге оплата производится за результат работы, а при аутстаффинге — за рабочее время предоставленных сотрудников.
Отличия аутсорсинга и аутстаффинга
Преимущества
Преимущества аутстаффинга
К аутстаффинг персонала обращаются, потому что он позволяет быстро найти и вывести на проект нужного специалиста. Кроме того, он помогает адаптироваться к изменениям и экономить на ресурсах HR-службы, кадрового и бухгалтерского отдела. Обо всем по порядку.
Гибкость в управлении персоналом и возможность быстрого найма специалистов
На поиск нужных кадров порой уходят недели, а то и месяцы, если требуется эксперт с конкретным списком навыков. А в команде аутстафф-компании уже есть ценные специалисты с редкими скиллами, которых сложно найти на hh.ru, Хабр.Карьере и других рекрутинговых порталах. Подрядчик может предоставить заказчику как отдельных сотрудников с необходимым уровнем квалификации и грейдом, так и сработанную команду, участники которой понимают друг друга с полуслова. Им не нужно тратить время на притирку, поэтому с задачами они справляются быстрее.
Благодаря аутстаффингу компания может легко адаптироваться под текущий объём работы. В период повышенной загруженности персонала или работы над проектом привлекать дополнительных специалистов. А когда нагрузка снижается или завершается проект, сокращать команду, чтобы сотрудники не простаивали без дела.
Часто аутстафф-специалистов воспринимают как дополнительные руки, которые нужны, чтобы подхватить часть задач. Но это ещё и узкоспециализированный опыт, а также знания и компетенции, которые могут существенно расширить кругозор и экспертизу вашей команды.
Экономия на административных расходах, налогах и HR-процессах
Компании, работающей по модели IT-аутстаффинга, не нужен большой штат рекрутёров и кадровиков. Хлопоты, связанные с наймом специалистов и кадровым учётом, берёт на себя агентство-аутстаффер. Оно ведёт кадровую документацию, обрабатывает заявления на отпуска и больничные, отвечает за другие административные процедуры.
Аутстаффинг помогает компании-заказчику разгрузить бухгалтерский отдел. Учётом рабочего времени, расчётом заработных плат и уплатой налогов занимается агентство-аутстаффер. Оно также отвечает за решение юридических и административных вопросов, нестандартные ситуации с сотрудниками и непредвиденные издержки. Компания-заказчик освобождается от административных процессов и может сосредоточиться на стратегически важных задачах бизнеса.
Преимущества аутстаффинга
Недостатки
Возможные недостатки аутстаффинга
Несмотря на весомые преимущества, у аутстаффинга есть подводные камни, о которых тоже важно знать.
Риски, связанные с репутацией и надёжностью аутстаффинговых компаний
Сотрудничество с недобросовестным аутстаффинговым агентством может обернуться для компании неприятными последствиями. Проблемы могут возникнуть с квалификацией сотрудников, вовлечением клиента в «серые схемы» оплаты, привлечением для работы третьих лиц или разглашением NDA. Такие факторы влияют на скорость и качество работы, а также приводят к срыву дедлайнов и финансовым убыткам.
Чтобы избежать неприятностей, перед подписанием договора следует проверить документы аутстаффинговой компании и изучить отзывы её клиентов. Отдавать предпочтение стоит организациям, которые давно на рынке и успели зарекомендовать себя, как надёжного подрядчика.
Сложности
Потенциальные юридические и организационные сложности
- Требуется время на погружение
Один из ключевых плюсов аутстаффинга в том, что он позволяет быстро найти и подключить к проекту специалиста с соответствующими компетенциями. Однако на его онбординг всё равно потребуется время, что может немного тормозить работу на первых порах. Однако это всё равно более оптимальный с точки зрения сроков и бюджета вариант, нежели собственными силами искать сотрудника в штат.
- Конфиденциальность информации
Сторонний сотрудник получает доступ ко внутренней информации и документации. Например, он видит, как выстроены процессы внутри компании, какие организации являются её клиентами, над какими проектами ведётся работа. Чтобы обезопасить себя от утечки информации, стоит подписать NDA — Non-Disclosure Agreement, соглашение о неразглашении.
Преимущества
Преимущества аутстаффинга разных категорий сотрудников
С помощью аутстаффинга можно нанимать любых сотрудников, но чаще всего «арендуют» IT-специалистов.
- Аналитики
По нашему опыту, одни из наиболее «арендуемых» по модели аутстаффа специалисты — аналитики. Иногда на проекте нужен один аналитик, который уже сталкивался с похожей задачей, знает, что делать. Дешевле и быстрее взять такого сотрудника на аутстафф в начале проекта и обращаться за консультациями на более поздних этапах, чем искать его для найма в штат.
- UX/UI-дизайнеры
Можно привлечь к проекту дизайнера с опытом разработки макетов приложений для конкретного направления бизнеса. Знания специфики ниши и поведенческих особенностей целевой аудитории помогают им разрабатывать удобные пользовательские интерфейсы.
- Разработчики
Ещё одна популярная на аутстаффе категория сотрудников — разработчики. Как правило, компании рассматривают Senior или Middle+ кандидатов. А одни из самых востребованных специализаций — Java-разработчик, PHP-разработчик и Frontend-разработчик. Если на проекте много горящих задач и команда не успевает закрыть их в срок, временно привлекают дополнительные руки. Они помогают «потушить пожары» и уходят, когда работа подходит к концу.
- Тестировщики
У внешних экспертов непредвзятое отношение к проекту, а ещё они владеют разными методиками тестирования, привносят новые подходы и помогают повысить качество продукта.
- Руководители проектов
Аутстаффинг позволяет привлекать менеджеров с опытом управления IT-проектами. Они говорят с айтишниками на одном языке, знакомы со спецификой задач и потенциальными рисками.
Вместо заключения
Подведём итоги и перечислим распространённые ситуации, в которых выручает аутстаффинг сотрудников:
На проекте огромный бэклог задач и нужно временно масштабировать команду, чтобы не сорвать дедлайны. В долгосрочной перспективе такое количество сотрудников в IT-отделе не требуется.
Кто-то из сотрудников ушёл в отпуск или заболел и его необходимо временно заменить, чтобы работа над проектом не застопорилась.
Нужно адаптировать команду под особенности проекта и привлечь специалиста, который владеет определённым стеком технологий.
Компания хочет проверить гипотезу перед тем, как выделять бюджет на полноценный запуск проекта, поэтому нанимать специалистов в штат нецелесообразно.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь