Аутстаффинг: как решить проблему временной нехватки IT-специалистов в команде

Бизнес

Аутстаффинг: как решить проблему временной нехватки IT-специалистов в команде

Штатные сотрудники часто перегружены текущими задачами, а для найма дополнительных специалистов не у всех компаний есть ресурсы. В таких ситуациях выручает аутстаффинг — «аренда» персонала у сторонних подрядчиков. В статье рассмотрим преимущества, недостатки и юридические нюансы такого метода подбора команды.

Ирина Казьбан
01

Определение

Что такое аутстаффинг персонала простыми словами

Аутстаффинг (от англ. outstaffing) — это модель найма персонала, при которой сотрудники юридически оформлены в одной организации, но фактически работают в другой. Допустим, компания хочет выпустить приложение, но в штате нет мобильных разработчиков, а графический дизайнер никогда не проектировал интерфейсы для мобильных устройств. Её представитель обращается к агентству-аутстафферу и «арендует» у него нужных специалистов. Фактически они выполняют задачи компании-заказчика, но де-юре числятся в штате компании-аутстаффера.

От обычных кадровых агентств аутстаффинговые отличаются тем, что не ищут специалистов по запросу. Нужные заказчику сотрудники у них уже есть — они могут сразу подключить их к проекту. При этом все формальности, связанные с наймом и оплатой труда, аутстаффинговая организация берёт на себя. Заказчик полностью освобождается от административных вопросов.

02

Процесс

Процесс аутстаффинга: как происходит передача сотрудников от одной компании другой

Найм сотрудников на аутстаффинге протекает по такому алгоритму:

  • Анализ потребностей

    Компания-заказчик анализирует бизнес-задачу и определяет, каких сотрудников не хватает в команде для её решения. Перечисляет знания и навыки, которыми должен обладать каждый специалист, а также задачи, которые ему предстоит выполнять.

  • Поиск компании-исполнителя

    Заказчик выбирает аутстаффинговое агентство для сотрудничества. Обычно отталкиваются от опыта работы с аналогичными проектами, репутации на рынке и отзывов клиентов.

  • Заключение договора и подбор персонала

    Заказчик и исполнитель обсуждают условия сотрудничества и заключают договор. В нём фиксируют предмет оказания услуг, длительность отчётного периода, порядок оплаты и зоны ответственности сторон. Аутстаффинговая компания подбирает подходящих под требования клиента специалистов и отправляет их кандидатуры на согласование. С теми, кто понравился, проводят собеседования и при необходимости просят выполнить тестовое задание. Когда состав команды «арендуемых» специалистов утверждён, в дополнительных соглашениях к договору указывают перечень задач, стоимость услуг в час и другие детали.

  • Передача сотрудников

    «Арендуемых» сотрудников подключают к проекту и знакомят с командой. Они начинают решать задачи компании-заказчика — удалённо или в офисе, при этом формально продолжают числиться в штате агентства-аутстаффера. Постановкой задач «арендуемым» сотрудникам и отслеживанием прогресса проекта занимается заказчик. Если в процессе он понимает, что его не устраивает качество кода или скорость работы аутстаф-специалиста, он вправе потребовать замену.

  • Контроль и отчётность

    Агентство-аутстаффер берёт на себя бухгалтерский и кадровый учёт, выплачивает зарплаты, решает административные вопросы. А в прописанные в договоре сроки предоставляет компании-заказчику отчёты о эффективности предоставленных сотрудников и проделанной работе в целом.

Этапы сопровождения outstuff  сотрудника

Процесс аутстаффинга шаг за шагом

03

Роли и обязанности

Роли и обязанности аутстаффинговой компании и компании-заказчика

Аутстаффинговая компания берёт на себя все административные и юридические обязанности:

  • подбирает сотрудников, подходящих под требования заказчика;

  • оформляет договоры, соглашения о неразглашении коммерческой тайны и другие документы, необходимые для регулирования трудовых отношений;

  • рассчитывает и начисляет «арендуемому» персоналу заработную плату, больничные, отпускные и другие выплаты. Предоставлением необходимых документов в контролирующие органы также занимается агентство-аутстаффер.

Компания-заказчик занимается рабочими вопросами:

  • распределяет и ставит задачи команде, контролирует их выполнение;

  • обеспечивает надлежащие условия труда — при необходимости предоставляет сотрудникам рабочие места, оборудование, техническую документацию и другие материалы.

Разделение обязанностей при договоре аустафа

Обязанности заказчика, аутстаффера и сотрудника

04

Отличия

Отличия аутсорсинга и аутстаффинга

Аутстаффинг часто путают с другой популярной моделью найма внешнего персонала — аутсорсингом. Рассмотрим примеры, когда и какую из них применяют.

  • Аутсорсинг

    У компании нет собственной команды разработки или внутреннего эксперта, который бы разбирался в IT. При этом у неё есть потребность в цифровом продукте и бюджет на его создание. Тогда она обращается в аутстаффинговое агентство — озвучивает бизнес-задачу, договаривается о сроках и цене её реализации.

    Результат сотрудничества в формате аутсорсинга — готовый проект, к примеру, мобильное или веб-приложение, над которым работала внешняя команда. Эта же команда несёт ответственность за качество созданного продукта.

  • Аутстаффинг

    У компании есть внутренняя IT-команда, но не хватает «рук» для решения текущих задач. Она обращается к услугам аутстаффингового агенства, чтобы арендовать одного или нескольких специалистов, которые на время станут частью команды. Заказчик самостоятельно контролирует работу, следит за выполнением спринтов и несёт ответственность за конечный результат.

05

Основные различия

Основные различия: передача функций или передача сотрудников

Пройдёмся по основным критериям сравнения, чтобы лучше понять разницу между аутсорсингом и аутстаффингом.

  • Управление процессом

    Бизнес нанимает аутсорс-команду, чтобы решить конкретную задачу. Например, разработать мобильное приложение. Заказчик не акцентирует внимание на том, кто именно выполняет работу и не вмешивается в организацию бизнес-процессов. Аутсорсинговое агентство самостоятельно запускает и ведёт проект до финала. Заказчик получает готовый сервис, созданный по его требованиям.

    К аутстаффингу прибегают, когда внутри уже есть экспертиза. Цель заказчика — не делегировать разработку стороннему подрядчику, а усилить собственную команду недостающими специалистами. Заказчик самостоятельно выстраивает процесс работы — ставит задачи и отслеживает статусы по ним.

  • Ответственность за результат

    При аутсорсинге ответственность за конечный результат на подрядчике. При аутстаффинге — на компании-заказчике.

  • Порядок оплаты

    При аутсорсинге оплата производится за результат работы, а при аутстаффинге — за рабочее время предоставленных сотрудников.

Отличия аутсорса от аутстаффинга

Отличия аутсорсинга и аутстаффинга

06

Преимущества

Преимущества аутстаффинга

К аутстаффинг персонала обращаются, потому что он позволяет быстро найти и вывести на проект нужного специалиста. Кроме того, он помогает адаптироваться к изменениям и экономить на ресурсах HR-службы, кадрового и бухгалтерского отдела. Обо всем по порядку.

Гибкость в управлении персоналом и возможность быстрого найма специалистов

На поиск нужных кадров порой уходят недели, а то и месяцы, если требуется эксперт с конкретным списком навыков. А в команде аутстафф-компании уже есть ценные специалисты с редкими скиллами, которых сложно найти на hh.ru, Хабр.Карьере и других рекрутинговых порталах. Подрядчик может предоставить заказчику как отдельных сотрудников с необходимым уровнем квалификации и грейдом, так и сработанную команду, участники которой понимают друг друга с полуслова. Им не нужно тратить время на притирку, поэтому с задачами они справляются быстрее.

Благодаря аутстаффингу компания может легко адаптироваться под текущий объём работы. В период повышенной загруженности персонала или работы над проектом привлекать дополнительных специалистов. А когда нагрузка снижается или завершается проект, сокращать команду, чтобы сотрудники не простаивали без дела.

Часто аутстафф-специалистов воспринимают как дополнительные руки, которые нужны, чтобы подхватить часть задач. Но это ещё и узкоспециализированный опыт, а также знания и компетенции, которые могут существенно расширить кругозор и экспертизу вашей команды.

Экономия на административных расходах, налогах и HR-процессах

Компании, работающей по модели IT-аутстаффинга, не нужен большой штат рекрутёров и кадровиков. Хлопоты, связанные с наймом специалистов и кадровым учётом, берёт на себя агентство-аутстаффер. Оно ведёт кадровую документацию, обрабатывает заявления на отпуска и больничные, отвечает за другие административные процедуры.

Аутстаффинг помогает компании-заказчику разгрузить бухгалтерский отдел. Учётом рабочего времени, расчётом заработных плат и уплатой налогов занимается агентство-аутстаффер. Оно также отвечает за решение юридических и административных вопросов, нестандартные ситуации с сотрудниками и непредвиденные издержки. Компания-заказчик освобождается от административных процессов и может сосредоточиться на стратегически важных задачах бизнеса.

Преимущества IT аутстаффинга

Преимущества аутстаффинга

07

Недостатки

Возможные недостатки аутстаффинга

Несмотря на весомые преимущества, у аутстаффинга есть подводные камни, о которых тоже важно знать.

Риски, связанные с репутацией и надёжностью аутстаффинговых компаний

Сотрудничество с недобросовестным аутстаффинговым агентством может обернуться для компании неприятными последствиями. Проблемы могут возникнуть с квалификацией сотрудников, вовлечением клиента в «серые схемы» оплаты, привлечением для работы третьих лиц или разглашением NDA. Такие факторы влияют на скорость и качество работы, а также приводят к срыву дедлайнов и финансовым убыткам.

Чтобы избежать неприятностей, перед подписанием договора следует проверить документы аутстаффинговой компании и изучить отзывы её клиентов. Отдавать предпочтение стоит организациям, которые давно на рынке и успели зарекомендовать себя, как надёжного подрядчика.

08

Сложности

Потенциальные юридические и организационные сложности

  • Требуется время на погружение

    Один из ключевых плюсов аутстаффинга в том, что он позволяет быстро найти и подключить к проекту специалиста с соответствующими компетенциями. Однако на его онбординг всё равно потребуется время, что может немного тормозить работу на первых порах. Однако это всё равно более оптимальный с точки зрения сроков и бюджета вариант, нежели собственными силами искать сотрудника в штат.

  • Конфиденциальность информации

    Сторонний сотрудник получает доступ ко внутренней информации и документации. Например, он видит, как выстроены процессы внутри компании, какие организации являются её клиентами, над какими проектами ведётся работа. Чтобы обезопасить себя от утечки информации, стоит подписать NDA — Non-Disclosure Agreement, соглашение о неразглашении.

09

Преимущества

Преимущества аутстаффинга разных категорий сотрудников

С помощью аутстаффинга можно нанимать любых сотрудников, но чаще всего «арендуют» IT-специалистов.

  • Аналитики

    По нашему опыту, одни из наиболее «арендуемых» по модели аутстаффа специалисты — аналитики. Иногда на проекте нужен один аналитик, который уже сталкивался с похожей задачей, знает, что делать. Дешевле и быстрее взять такого сотрудника на аутстафф в начале проекта и обращаться за консультациями на более поздних этапах, чем искать его для найма в штат.

  • UX/UI-дизайнеры

    Можно привлечь к проекту дизайнера с опытом разработки макетов приложений для конкретного направления бизнеса. Знания специфики ниши и поведенческих особенностей целевой аудитории помогают им разрабатывать удобные пользовательские интерфейсы.

  • Разработчики

    Ещё одна популярная на аутстаффе категория сотрудников — разработчики. Как правило, компании рассматривают Senior или Middle+ кандидатов. А одни из самых востребованных специализаций — Java-разработчик, PHP-разработчик и Frontend-разработчик. Если на проекте много горящих задач и команда не успевает закрыть их в срок, временно привлекают дополнительные руки. Они помогают «потушить пожары» и уходят, когда работа подходит к концу.

  • Тестировщики

    У внешних экспертов непредвзятое отношение к проекту, а ещё они владеют разными методиками тестирования, привносят новые подходы и помогают повысить качество продукта.

  • Руководители проектов

    Аутстаффинг позволяет привлекать менеджеров с опытом управления IT-проектами. Они говорят с айтишниками на одном языке, знакомы со спецификой задач и потенциальными рисками.

Вместо заключения

Подведём итоги и перечислим распространённые ситуации, в которых выручает аутстаффинг сотрудников:

  • На проекте огромный бэклог задач и нужно временно масштабировать команду, чтобы не сорвать дедлайны. В долгосрочной перспективе такое количество сотрудников в IT-отделе не требуется.

  • Кто-то из сотрудников ушёл в отпуск или заболел и его необходимо временно заменить, чтобы работа над проектом не застопорилась.

  • Нужно адаптировать команду под особенности проекта и привлечь специалиста, который владеет определённым стеком технологий.

  • Компания хочет проверить гипотезу перед тем, как выделять бюджет на полноценный запуск проекта, поэтому нанимать специалистов в штат нецелесообразно.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь