Как заполнить бриф на разработку мобильного приложения и почему без него нельзя приступать к работе
Как заполнить бриф на разработку мобильного приложения и почему без него нельзя приступать к работе
Заказчику и исполнителю важно прийти к единому пониманию, каким должно получиться мобильное приложение. Объяснить подрядчику, какие бизнес-задачи должен решать продукт, и чётко сформулировать требования к нему, помогает бриф. В статье разбираемся, зачем нужен этот документ и как правильно его заполнять.
Что такое бриф
Бриф — это документ, в котором заказчик раскрывает цели, задачи и ожидаемый результат проекта. Чаще всего он представляет собой анкету с вопросами.
Шаблон брифа на разработку мобильного приложения
Обычно инициатива на заполнение брифа исходит от подрядчика. Здесь есть два варианта взаимодействия. Первый — подрядчик отправляет клиенту анкету с вопросами, и тот заполняет её самостоятельно. Второй — подрядчик назначает встречу, задаёт вопросы в формате интервью и фиксирует ответы в документе. На практике чаще используется второй вариант, потому что в процессе «живого» общения удаётся получить более полные и развёрнутые ответы, а также сделать необходимые уточнения по ходу.
Для чего заполнять бриф
Проведение брифа — важный этап в любом проекте. Он позволяет:
Уточнить детали. Бриф позволяет собрать основные сведения по проекту на этапе пресейла. Чёткое понимание всех аспектов на старте позволяет снизить риски в будущем.
Конкретизировать задачи. У компаний не из мира IT часто нет внутренних специалистов, которые могут корректно и однозначно сформулировать задачи. Иногда они представлены в виде абстрактных идей. Брифинг помогает снять неопределённость. Заказчик объясняет, какую проблему он хочет решить с помощью мобильного приложения. На основе этого исполнитель декомпозирует глобальную цель на конкретные задачи, оценивает, сколько времени займёт их выполнение и какие понадобятся ресурсы. Например, чтобы увеличить продажи, потребуется разработать e-commerce приложение с каталогом товаров и подключить к нему платёжные системы.
Расставить приоритеты. Часто проекты бывают довольно объёмными. На этапе брифа важно уточнить, какую функциональность заказчик хочет получить в первой версии продукта и почему. Например, магазину одежды может быть важно, чтобы в MVP мобильного приложения были каталог товаров с возможностью фильтрации и сортировки и корзина для формирования заказов, поскольку эти функции наиболее востребованы среди потенциальных покупателей.
Определить точные сроки и бюджет. Благодаря брифу специалисты получают представление о масштабах и сложности проекта, могут оценить продолжительность и объём работ. Это помогает подобрать наиболее оптимальное с точки зрения технологий и бюджета решение.
Ключевые функции брифа
Основные разделы брифа на разработку
Универсального шаблона брифа не существует — содержание документа зависит от масштаба и специфики проекта. Однако есть общие разделы, которые актуальны для большинства digital- и IT-проектов. Разберём, что писать в каждом из них и поделимся примерами.
Контактная информация
Заполнение брифа начинается с предоставления информации о клиенте. Здесь указывают контактные данные лиц, принимающих решения по проекту. Они нужны, чтобы подрядчик мог связаться со специалистами удобным для них способом по тем вопросам, которые находятся в их зоне ответственности.
Пример заполнения контактной информации
Также этот пункт содержит общую информацию о компании, необходимую для погружения в контекст бизнеса клиента. Она включает в себя название организации, продолжительность работы на рынке, особенности ниши, продукта или услуги.
Бриф помогает не упустить важную информацию
Общие сведения о проекте
В данном блоке рассказывают, какие потребности бизнеса должен закрывать продукт и чем он будет полезен для пользователей. Описывают идею и ключевые особенности будущего сервиса. А чтобы исполнитель лучше понял ожидания и предпочтения заказчика, прикладывают референсы — примеры, на которые можно ориентироваться в разработке.
Например, заказчик хочет разработать корпоративное приложение для сотрудников, которое поможет оптимизировать рабочие процессы. Запрос понятен в общих чертах, но нужно уточнить детали. Рассказать, с какими рутинными задачами сталкиваются сотрудники и как их можно оптимизировать. А также уточнить, потребуется ли интеграция с CRM и другими системами.
Также важно чётко сформулировать цели и установить KPI, которые помогут оценить результативность проекта по его завершении. Например, для корпоративного мобильного приложения показателями эффективности могут стать такие метрики как количество установок и активных пользователей за месяц.
Бриф хранит общие сведения о проекте и помогает команде быстро погрузиться в контекст
Целевая аудитория
В этом разделе указывают, кто будет пользоваться мобильным приложением и с какой целью. Эта информация нужна исполнителю, чтобы продумать сценарии использования сервиса, учесть нужды и предпочтения клиентов.
Для составления портрета пользователя в брифе прописывают пол, возраст, род деятельности, семейное положение, интересы и другую информацию, которая определяет стиль жизни и специфику поведения целевой аудитории.
Если у заказчика нет чёткого понимания ЦА, он может самостоятельно провести маркетинговое исследование или попросить подрядчика подключить к проекту аналитиков, чтобы лучше понять потребности пользователей и принять обоснованное решение о разработке мобильного приложения.
В брифе фиксируют особенности ЦА, что помогает в будущем при продумывании сценариев использования сервиса
Анализ конкурентов
Здесь анализируют ситуацию на рынке и опыт основных конкурентов заказчика. Если возможно, указывают ссылки на аналогичные мобильные сервисы, описывают их уникальные фичи, сильные и слабые стороны. Эта информация помогает понять, что выделит продукт на фоне похожих приложений.
Например, создатели приложения для поиска авиабилетов могут вдохновиться интерфейсом и функциональными возможностями Aviasales. А чтобы отстроиться от конкурентов, добавить уникальную функцию виртуального помощника, который поможет с поиском оптимального маршрута, бронированием и решением других вопросов, связанных с путешествием.
Бриф подсвечивает уникальные характеристики продукта, его плюсы и минусы, отличия от аналогичных сервисов
Технические требования
Для оценки необходимых ресурсов на реализацию проекта и формирования команды разработчикам необходимо прояснить техническую сторону вопроса. Для этого клиента просят ответить на следующие вопросы:
Техническая подготовка клиента. Заказчик указывает, есть ли у него своя команда — разработчики, дизайнеры, руководители проектов и другие специалисты, с которыми предстоит взаимодействовать исполнителям. Исходя из этой информации проектный менеджер подбирает экспертов, которых нужно будет подключить к работе.
Бэкенд. Клиент отмечает, потребуется ли разработка серверной части продукта. Возможно, он планирует доверить эту задачу штатным программистам или другому подрядчику либо у него есть веб-сайт с готовым сервером, в дополнение к которому планируется выпустить мобильное приложение. В таком случае достаточно будет настроить API для обмена данными между бэкендом и клиентской стороной сервиса.
Технологический стек. Заказчик перечисляет технологии, которые будут использоваться в процессе разработки: языки программирования, фреймворки, базы данных и другие инструменты. При необходимости подрядчик помогает ему подобрать оптимальный стек под тип мобильного приложения и его функциональные возможности.
Что уже есть. Уточняют, есть у заказчика какие-то наработки. Это могут быть отдельные иллюстрации, дизайн-макет интерфейса, прототип приложения серверное API или база данных. Возможно, разработчики смогут использовать материалы в работе, уменьшить бэклог и ускорить вывод продукта на рынок.
Технические требования
Дизайн и пользовательский интерфейс
Внешний вид мобильного приложения должен быть выполнен в соответствии с корпоративным стилем бренда. Если у компании есть брендбук, клиент предоставляет его разработчикам. В этом документе содержатся требования к цветовой гамме, шрифтам, иконкам и иллюстрациям, которые необходимо учитывать при проектировании макета пользовательского интерфейса. Если брендбука нет, заказчик делится пожеланиями, каким хочет видеть оформление пользовательского интерфейса.
Если у клиента уже есть готовый дизайн или его наброски, он делится артефактами и указывает контакты команды, которая отвечает за разработку макетов.
Дополнительная информация
Чтобы подрядчик мог точно оценить объём работ и составить график реализации проекта, клиент предоставляет ему следующую информацию:
Сроки реализации проекта. Заказчик устанавливает дедлайн, когда ему нужно готовое мобильное приложение и объясняет, почему именно в эти сроки. Например, релиз к определенной дате может быть важен, потому что начинается сезон продаж и запланированы маркетинговые активности.
Бюджет. Клиент указывает сумму, выделенную на создание мобильного приложения. Исходя из ожиданий по срокам и бюджету команда подрядчика разрабатывает презентует решение.
Дальнейшее сопровождение. После запуска мобильного приложения требуется его поддержка и обновления. Разработчики исправляют баги, улучшают интерфейс и внедряет новые фичи с учётом фидбэка пользователей. Если у заказчика есть собственная команда айтишником и он планирует заниматься развитием сервиса инхаус, дальнейшее сопровождение не требуется. Если клиенту потребуется помощь в доработке и обновлении продукта, он информирует об этом подрядчика в брифе.
В брифе отражают все важные детали, которые могут повлиять на реализацию проекта
Шаблон брифа на разработку мобильного приложения
Делимся шаблоном брифа, который MobileUp применяет на присейлах. Он поможет вам чётко сформулировать идею мобильного приложения, а разработчикам — погрузиться в задачу и воплотить проект в жизнь.
Заключение
Чтобы не потратить время и средства на разработку мобильного приложения зря, важно ответственно отнестись к заполнению брифа и предоставить подрядчику сведения, необходимые для достижения желаемого результата. Документ помогает заказчику и исполнителю находиться в одном информационном поле, одинаково понимать конечные цели и избегать ситуаций, когда готовый продукт не соответствует ожиданиям клиента.
Сотрудничество
Контакты
0Эл. почта
hello@mobileup.ruМы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.
Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.
Давайте знакомиться!
Ваша заявка успешно отправлена
Мы все изучим и скоро выйдем на связь