Как выбрать архитектуру мобильного приложения для вашего бизнеса

Приложение

Как выбрать архитектуру мобильного приложения для вашего бизнеса

Чтобы разработать мобильный сервис, недостаточно определиться с тематикой, дизайном и способом монетизации проекта. Придётся разобраться и в технических аспектах, в том числе понять, как устроена архитектура приложения. От неё зависит функциональность продукта и удобство управления им после запуска. В статье расскажем, из каких компонентов состоит архитектура мобильного сервиса и как выбрать тип архитектуры с учётом особенностей бизнеса.

Архитектура мобильного приложения_обложка большая
01

Определение

Определение архитектуры мобильных приложений

Когда пользователь открывает приложение, он видит на экране разнообразные элементы: меню, кнопки, иконки. Если юзер взаимодействует с ними, например, вводит текст в поисковую строку, программа отправляет запрос на сервер — там протекают технические процессы. За взаимодействие этих двух частей, клиентской и серверной, отвечает архитектура мобильного сервиса. Она представляет собой совокупность компонентов, которые определяют внешний вид и бизнес-логику продукта. К ним относятся базы данных, компоненты пользовательского интерфейса, стили и другие составляющие.

Приложения с грамотно спроектированной архитектурой удобны для пользователей и их владельцев. Они работают стабильно при большой нагрузке и в фоновом режиме. Их легко тестировать, обновлять и дополнять новыми функциями. А если в команде разработчиков происходят изменения и к работе над проектом подключается новый специалист, хорошая архитектура позволяет ему быстро разобраться в структуре программного кода.

Плохая архитектура вызывает ошибки в работе приложения и затрудняет устранение багов. Для исправления недочётов может потребоваться рефакторинг — переработка кода с целью упрощения и улучшения его структуры. Также наличие ошибок в архитектуре усложняет удаление ненужных опций и внедрение новых фичей, из-за чего процесс обновления сервиса затягивается.

02

Основные принципы

Основные принципы проектирования архитектуры мобильных приложений

Чтобы приложение работало без сбоев и было удобным в обслуживании, важно написать чистый и читаемый код. В этом помогают различные принципы программирования.

Принципы SOLID, KISS и DRY в контексте мобильной архитектуры

SOLID

Это аббревиатура пяти основных принципов объектно-ориентированного программирования, которые позволяют создавать масштабируемые приложения.

  • Single Responsibility Principle (принцип единственной обязанности)

    Каждый класс выполняет одну функцию. Если он решает сразу несколько задач, это приводит к сложностям в поддержке и расширении кода

  • Open-Closed Principle (принцип открытости/закрытости)

    В приложение можно добавлять новые возможности, дописывая, а не модифицируя исходный код. Изменения могут сломать уже работающую логику

  • Liskov Substitution Principle (принцип подстановки Барбары Лисков)

    Вместо родительского класса можно подставить дочерний, при этом в работе приложения не возникнет ошибок

  • Interface Segregation Principle (принцип разделения интерфейса)

    Лучше разработать много узкоспециализированных интерфейсов, чем один общего назначения. Например, можно создать несколько интерфейсов, которые поддерживают разные типы оплаты. Это делает архитектуру более гибкой и упрощает тестирование приложения

  • Dependency Inversion Principle (принцип инверсии зависимостей)

    Код должен иметь как можно меньше зависимостей. Это позволяет вносить изменения в компоненты без риска повлиять на работу других частей приложения

Принцип SOLID

Принцип SOLID

KISS (Keep It Stupid Simple — «пусть всё будет простым до безобразия»)

Минималистский принцип проектирования, который призывает к простоте технического стека и лаконичности кода. Подразумевает отказ от ненужных функций и сложных решений. Простой код и дизайн минимизируют риск возникновения ошибок и упрощают поддержку приложения.

DRY (Don’t Repeat Yourself — «не повторяйтесь»)

Принцип призывает избегать дублирования кода: это облегчает его модификацию и тестирование, уменьшает количество багов и повышает производительность приложения. Чтобы не прописывать одну и ту же функцию несколько раз и не увеличивать объём кода, рекомендуется вынести её в отдельный элемент, например, в модуль или библиотеку.

Важность планирования и стратегического дизайна в архитектуре

Написанию кода обычно предшествует проектирование. Это помогает сформировать понимание, каким должен получиться готовый продукт, и убедиться, что он удовлетворяет потребностям бизнеса и пользователей. Если пропустить эту стадию, в приложение придётся вносить бесконечное количество правок, тратить время и деньги на доработку.

Проектирование включает в себя несколько этапов:

  • Постановка бизнес-целей

    Первым делом нужно понять, какие потребности бизнеса должен закрывать продукт. Например, он может быть направлен на увеличение объёма продаж или повышение лояльности клиентов. На основе этой информации определяют технологический стек и нефункциональные требования к сервису. Например, производительность приложения (максимальная нагрузка, которую может выдерживать сервис без сбоев) и расширяемость (возможность апгрейда и добавления новых функций без ущерба для остальной функциональности продукта).

  • Исследование целевой аудитории

    Чтобы приложение получилось востребованным на рынке и удобным для потребителей, важно изучить потребности и боли потенциальных клиентов, а также проанализировать возможные пользовательские сценарии. Это поможет определиться со структурой, набором функций и дизайном продукта.

  • Анализ рынка и сбор референсов

    Позволяют определить удачные и не очень решения, подсмотреть интересные фишки и придумать уникальные фичи, за счёт которых получится отстроиться от конкурентов.

  • Разработка прототипа

    Схематический эскиз приложения наглядно демонстрирует расположение и наполнение экранов, а также набор функций будущего сервиса. Если продукту чего-то не хватает, в прототип вносятся изменения. На данном этапе сделать это легче, чем во время написания кода. Незапланированное внедрение новой фичи может разрушить остальной функционал.

  • Создание макета

    На основе готового прототипа разрабатывают макет — дизайн приложения с учётом фирменного стиля компании и гайдлайнов операционных систем.

Тщательное планирование и стратегический дизайн помогают избежать проблем на более поздних этапах разработки, так как позволяют создать качественную архитектуру с учётом всех требований к приложению. Это повышает качество конечного продукта, а также экономит время и ресурсы.

03

Слои архитектуры

Слои архитектуры мобильного приложения

Архитектура приложения состоит из трёх основных слоёв. Рассмотрим их особенности.

  • Слой данных и его функции

    На этом слое хранится и обрабатывается информация, необходимая для работы приложения. Он состоит из источников данных и инструментов, обеспечивающих их обработку и извлечение. При его разработке важно учесть возможность масштабирования слоя при увеличении количества пользователей и расширении функциональности приложения.

  • Доменный слой и его роль в инкапсуляции бизнес-логики

    Процессы, которые происходят внутри приложения, скрыты от пользователей. А управление ими осуществляется через удобный интерфейс. Это возможно благодаря доменному слою, который располагается между UI-слоем и слоем данных и координирует работу сервиса. Он обеспечивает связь между пользовательским интерфейсом и бизнес-логикой приложения: отвечает за обмен информацией между ними, а также обработку команд от пользователей. На этом уровне происходит проверка информации, кэширование данных, логирование событий и выполнение других функций.

  • Уровень представления и интерфейс пользователя

    Верхний слой архитектуры, который формирует дизайн интерфейса и пользовательский опыт. Благодаря ему на экране отображаются кнопки, иконки, текстовые поля и другие элементы, с которыми взаимодействуют юзеры. При его создании особое внимание уделяется UX/UI-дизайну: проработке навигации, подбору шрифтов и цветовой гаммы, а также настройке анимации.

Слои в архитектуре мобильных приложений

Слои в архитектуре мобильных приложений

04

Архитектурные подходы

Архитектурные подходы для разных платформ

Выбор подхода к разработке архитектуры мобильного приложения зависит от операционной системы, для которой оно предназначено. У каждой платформы есть ограничения: их важно учитывать, чтобы сервис работал без сбоев.

Архитектура мобильного приложения для Android

Одна из ключевых особенностей Android — фрагментация устройств. Многие девайсы поддерживают устаревшие версии операционной системы. Важно позаботиться о том, чтобы приложение работало без сбоев на всех смартфонах. Справиться с этой задачей помогает Clean Architecture — чистая архитектура. Она состоит из четырёх слоёв, которые функционируют независимо друг от друга:

  • Сущности (Entities)

    Доменный слой, определяет бизнес-логику приложения. Содержит информацию о структуре данных и правилах работы с ними

  • Сценарии (Use Cases)

    Логика использования приложения, которая описывает последовательность действий пользователя и реакцию сервиса на них

  • Интерфейс-адаптеры (Interface Adapters)

    Компоненты, которые преобразуют данные из одного формата в другой. Обеспечивают совместимость между различными уровнями системы и облегчают обмен информацией между ними

  • Фреймворки (Frameworks)

    Слой включает в себя базы данных, библиотеки, плагины и UI-компоненты

Слои чистой архитектуры

Слои чистой архитектуры

Архитектура мобильного приложения для iOS

Apple рекомендует разработчикам приложения для iOS использовать модель MVC. Она включает в себя три уровня:

  • Модель (Model)

    Отвечает за хранение данных и определяет структуру приложения

  • Представление (View)

    Обеспечивает взаимодействие с пользователями. Определяет внешний вид интерфейса и то, как он может меняться

  • Контроллер (Controller)

    Отвечает за взаимодействие двух других уровней. Определяет, как приложение реагирует на действия юзеров

Когда пользователь выполняет в программе какие-то действия, уровни обрабатывают команды, изменяют данные и обмениваются ими, а затем выводят нужную информацию на экран устройства.

Модель MVC

Модель MVC

05

Многоуровневая и клиент-серверная архитектура

Многоуровневая и клиент-серверная архитектура

Многоуровневая архитектура делит структуру приложения на уровни, которые взаимодействуют между собой по принципу «клиент-сервер». Разберём, как это работает.

Многоуровневая архитектура и её элементы

Для начала рассмотрим основные компоненты многоуровневой архитектуры.

  • Клиент

    Устройство или программное обеспечение, с помощью которого пользователь запрашивает информацию. Например, смартфон, планшет, ноутбук, браузер или мобильное приложение.

  • Сервер

    Компьютер или специальное оборудование, на котором хранится база данных. Он обрабатывает запросы клиентов и предоставляет доступ к необходимой информации.

Обычно элементы системы находятся на разных устройствах, но могут быть расположены и на одном компьютере. Между собой они «общаются» через вычислительную сеть, посредством сетевых протоколов. Серверы получают от клиентов запросы и предоставляют им свои ресурсы в виде данных, например, файлов и мультимедиа, или в виде сервисных функций, например, мгновенного обмена сообщениями в мессенджере.

Клиент-серверная архитектура

Клиент-серверная архитектура

Существует несколько разных типов клиент-серверной архитектуры мобильных приложений. Они отличаются друг от друга количеством уровней.

  • Одноуровневая архитектура

    Клиент и сервер находятся на устройстве пользователя, где выполняются все операции (получение, обработка данных, вывод результатов). Система работает быстро и стабильно, так как не содержит промежуточных серверных узлов и не зависит от подключения к интернету. Она проста в реализации, но может вызвать проблемы с синхронизацией данных, так как они хранятся на разных девайсах

  • Двухуровневая

    Уровень представления данных находится на устройстве клиента, а уровень логики и данных — на отдельном сервере. Такая система легко обновляется и масштабируется

  • Трёхуровневая

    Если объём информации в приложении слишком большой, бизнес-логику и базу данных разносят по двум отдельным уровням. Обработка запросов от клиента происходит на одном, а обработка данных — на другом. После этого ответ сервера отправляется пользователю назад по цепочке. Так как информация хранится на отдельном уровне, она более надёжно защищена от злоумышленников

Клиент-серверная архитектура и её применение

Клиент-серверная архитектура (КСА) — востребованная технология, которая применяется в таких приложениях как Ozon, Amazon, Facebook, Instagram и ВКонтакте. Рассмотрим области её применения:

  • Веб-разработка

    КСА используют для создания сайтов и веб-приложений. Пользователи получают доступ к их ресурсам через браузер, откуда отправляются запросы на сервер. Например, они настраивают фильтр поиска в каталоге интернет-магазина и получают в ответ подходящие под заданные параметры карточки товаров.

  • Мобильные приложения

    Клиенты взаимодействуют с сервером через приложения для получения информации и доступа к функциям сервиса.

  • Онлайн-игры

    Пользователи подключаются к серверу для управления игровым процессом и коммуникации с другими игроками.

  • Корпоративные сети

    Устройства сотрудников соединяются с выделенным сервером для получения доступа к внутренней информации компании, например, к обучающим материалам, документации и клиентским данным.

  • Домашние сети

    Объединяют компьютеры и смартфоны членов одной семьи, а также «умную» бытовую технику, например, колонки, лампочки, пылесосы и счётчики. В системе управления отображаются все медиафайлы и параметры электронных приборов.

06

Типы и примеры

Типы и примеры архитектуры мобильных приложений

Подход к разработке приложения зависит от специфики бизнеса и будущего мобильного сервиса. Рассмотрим, какие типы архитектуры подходят для разных задач.

SPA и MPA архитектуры

SPA (Single Page Application)

Веб-приложение, которое состоит из одной HTML-страницы. Благодаря технологии динамического обновления пользователь может скроллить контент и быстро переключаться между разделами. Информация подгружается постепенно, без перезагрузки шапки, меню, панели навигации и других неизменных элементов продукта. Это сокращает объём данных, передаваемых между браузером и сервером, делает интерфейс более отзывчивым, ускоряет работу сервиса и обеспечивает поддержку работы в офлайн-режиме.

SPA-архитектура подходит для разработки приложений с небольшим объёмом данных, которым не требуется SEO-оптимизация. У них ограниченное семантическое ядро, поэтому контент хуже индексируется поисковыми системами. По этой причине технологию часто применяют для разработки социальных сетей, корпоративного софта и сервисов доставки. А быстрая скорость загрузки позволяет разрабатывать приложения с насыщенным интерактивным интерфейсом, например, онлайн-карты.

Google Maps — пример SPA-приложения

Google Maps — пример SPA-приложения

MPA (Multi Page Application)

Традиционное многостраничное приложение. В ответ на любое действие пользователя страница обновляется и загружает новые данные. Как правило, такие продукты занимают на устройстве больше памяти, чем одностраничные приложения, а загружаются медленнее и могут подвисать во время использования. Зато для каждой страницы можно настроить описание и ключевые слова, что повышает позиции ресурса в поисковой выдаче. Количество страниц не ограничено, что упрощает масштабирование готового продукта. Архитектура считается оптимальным решением для больших интернет-магазинов и маркетплейсов с объёмным каталогом товаров.

Ebay — пример MPA-приложения

Ebay — пример MPA-приложения

Архитектура микросервисов

Архитектура приложения может быть разделена на небольшие компоненты — микросервисы. У каждого из них своя бизнес-задача, например, администрирование каталога, управление содержимым корзины, обработка платежей. Все части продукта автономны, поэтому если одна из них выходит из строя, это не приводит к сбою всего приложения. Сервис легко развивать и обновлять по частям. Добавление новый фичей и улучшие отдельных функций не сказывается на работе остальных компонентов продукта. Это отличает микросервисное приложение от монолитного, в котором все блоки кода связаны между собой.

Такая архитектура подходит приложениям, которые нуждаются в регулярных обновлениях. Также её применяют для разработки сервисов с высоким трафиком, который может резко увеличиваться, например, в период праздников или распродаж. Микросервисы позволяют быстро масштабировать продукт и уменьшить риск отказа системы. Для этого используются облачные системы, которые подключаются к приложению в моменты пиковой нагрузки. В спокойные для бизнеса периоды их можно отключить, чтобы не переплачивать за дополнительные ресурсы и рационально расходовать бюджет.

Авито — пример микросервисного приложения

PWA приложения

PWA (Progressive Web Application) — прогрессивные веб-приложения, которые создаются на базе сайтов. Они сочетают в себе возможности веб-ресурсов и мобильных сервисов: могут отправлять push-уведомления, работать в офлайн-режиме и взаимодействовать со специфическими функциями устройств, например, камерой и микрофоном.

PWA-архитектура подходит для разработки кроссплатформенных продуктов: это позволяет сэкономить на разработке нативных сервисов для разных операционных систем. Её используют для создания мобильных приложений брендов, которые хотят увеличить продажи через онлайн-каналы, повысить лояльность клиентов и узнаваемость компании. Такие сервисы позволяют оставаться на связи с потребителями и улучшать их пользовательский опыт, отправляя пуши об измнении статуса заказа, старте распродажи и других новостях.

Aviasales — пример приложения с PWA-архитектурой

Aviasales — пример приложения с PWA-архитектурой

07

Ключевые аспекты и принципы

Ключевые аспекты и принципы хорошей архитектуры

Перечислим ключевые аспекты и принципы хорошей архитектуры, которые обеспечивают бесперебойную работу, удобство обновления и администрирования приложения.

  • Масштабируемость

    Сервис без проблем адаптируется к увеличению числа пользователей и их меняющимся потребностям. Его архитектура позволяет внедрять новые функции и увеличивать пропускную способность, чтобы больше юзеров могли одновременно пользоваться приложением

  • Тестируемость

    Корректность работы приложения можно проверить с помощью модульных и интеграционных тестов. Архитектура продукта позволяет протестировать её компоненты по отдельности и оценить, как они взаимодействуют между собой

  • Разделение задач

    Каждый элемент архитектуры решает свою бизнес-задачу и не зависит от других компонентов. Это обеспечивает согласованность системы и её стабильную работу

  • Инкапсуляция

    Данные и функции упакованы в виртуальные оболочки. В программировании их роль выполняют классы, которые защищают компоненты приложения от повреждений извне. Пользователи управляют ими с помощью элементов интерфейса и не могут вносить изменения в код

  • Принцип минимального знания

    Ограничивает доступ объектов архитектуры к информации о структуре и свойствах других модулей и подкомпонентов. Это уменьшает взаимозависимость фрагментов кода, упрощает его структуру и облегчает исправление ошибок

  • Избегание повторений

    Предотвращает дублирование компонентов и функций приложения. Делает код более лаконичным, облегчает его поддержку и обновление

Уровни данных и управление ими

За сбор, хранение и предоставление информации пользователей приложения отвечает архитектура данных. Она состоит из трёх ключевых уровней.

  • Внешний уровень

    Отвечает за предоставление информации пользователям и её визуализацию. Включает в себя интерфейс, API и другие механизмы взаимодействия с данными. Описывает, как юзеры будут взаимодействовать с информацией и доступ к каким данным получат. Например, покупатели интернет-магазина смогут просматривать историю заказов и отслеживать их статус, а менеджеры — видеть количество товаров на складе.

  • Внутренний уровень (технический)

    Обеспечивает хранение и обработку информации внутри приложения. Включает в себя базы данных и механизмы доступа к ним. Важно выбрать базу данных, которая подходит специфике бизнеса. Например, реляционные модели часто используются для разработки интернет-магазинов, а документоориентрованные — для создания социальных сетей.

  • Промежуточный уровень (концептуальный)

    На нём располагаются инструменты для извлечения, преобразования, загрузки и синхронизации данных. Здесь настраиваются правила и стандарты взаимодействия с информацией, которые определяют политику работы с данными.

08

Заключение

Заключение

Выбор архитектуры приложения зависит от многих факторов. К ним относится специфика бизнеса, портрет конечного пользователя, тип мобильной разработки и выбор платформы для мобильного сервиса. Принимать решение лучше совместно с командой разработчиков и архитекторов: они подскажут оптимальное решение, которое сделает продукт безопасным, удобным в обслуживании и комфортным в использовании.

01

Сотрудничество

Контакты

0

Мы всегда рады сотрудничеству и новым проектам.

Опишите задачу, и мы с вами свяжемся.
Или напишите в Телеграм.

Давайте знакомиться!

ВыбратьОткуда вы о нас узнали
  • Рейтинги
  • Рекомендации
  • Конференции
  • Публикации
  • Соцсети
  • Другое

Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена

Мы все изучим и скоро выйдем на связь