Когда речь заходит о продажах в студии, арт-директор играет одну из главных ролей. Он занимается оценкой проектов, первичными встречами, берёт на себя ответственность за подготовку материалов для пресейла и тендеров.
Я поделюсь своим опытом участия в продажах, дам советы по подготовке прототипов и концепций дизайна, расскажу, как на ранней стадии донести идею до клиента, не отвлекаясь на цвет и фичи.
Как арт-дир работает с продажником
Мозги менеджера по продажам и арт-директора работают по-разному, поэтому в связке генерируют потрясающие вещи.
Продажник — заведённый парень, у которого найдутся предложения на все случаи жизни. Каждый день он получает на почту тонну сумасшедших идей вроде читалки, которая зеркалит текст задом на перёд, или очередные социальные сети с блокчейном, AR и мессенджером в придачу.
На контрасте арт-директор — спокойный и уравновешенный, у него нет такого количества идей перед глазами, зато есть опыт работы с десятками проектов из разных сфер. Он знает тренды, особенности платформ и мыслит решениями, на каждую идею видит сразу три-четыре экрана и говорит — складывается или не складывается. Менеджер по продажам вместе с арт-директором выглядят как плохой и хороший коп.

Один проговорил с клиентом два часа по телефону, знает все его боли и хочет продать. Второй скептически смотрит на всё, потому что времени нет, свободных рук нет, да и проект так себе. Но после отбрасывания всего лишнего на свет появляются стоящие решения.
Как устроен пресейл

Сижу я в офисе, вбегает наш продажник Витя с горящими глазами: «Фил, а давай покажем, какие мы крутые?». И у меня в голове сразу звоночек: что-то придётся рисовать бесплатно, а времени, как обычно, нет. Окей, обсуждаем.
Пресейлом можно назвать любую работу, которая делается перед продажей. Но для себя я выделил три варианта задач. Решение зависит от клиента, проекта, входящих данных и принимающих лиц.
1. Исследование
Исследование — это неотъемлемый этап в процессе разработки любого дизайн-проекта, но иногда его нужно провести именно на пресейле. Клиент хочет увидеть рынок и просит вас показать варианты решений. Обычно так бывает в трёх случаях:
- есть проект на дизайн;
- думает над позиционированием;
- доверяет (пришёл по рекомендации).
Однажды мы делали мессенджер. Да, и такое бывало. Это был не простой мессенджер, а с групповыми видеовызовами. Мы сделали исследование и предложили на пресейле. Обзор почти не отличался от того, что мы делаем всегда, но был чуть шире.
Мы предложили решение по функциональности, по визуальному оформлению и дали несколько идей на будущее, которые повлияли на общее позиционирование проекта. Клиент сначала не совсем понимал, что хочет получить в результате, поэтому исследование помогло проекту сдвинуться с места.

2. Дизайн-концепт
Бывает, что клиент разбирается в дизайне, у него в голове есть какой-то образ, и он ищет команду, которая сможет воплотить это в реальность. Но порой клиент далёк от ИТ, дизайна и разработки.
Почему стоит предложить ему дизайн-концепт вместо прототипа? Он может не увидеть ценности в прототипе. Увидит чёрно-белую картинку и подумает: «Да я сам так могу». Для него функциональность может быть не в приоритете. Поэтому лучше показать дизайн-концепт и продемонстрировать эмоцию, которую он ждёт.

3. Прототип
Прототип решает задачу, если у клиента есть какой-то сложный проект, инновационная идея, но нет ТЗ. Мы хотим показать ход мысли и процесс работы. Берём ключевой сценарий и предлагаем своё решение. Но в этом случае клиент должен видеть разницу между прототипом и дизайном.
Полгода назад к нам пришла клиника «Скандинавия». У них была типичная ситуация: огромный сайт нужно сделать в виде приложения. Зовёт меня наш продажник Саша и говорит: «Фил, давай предложим что-нибудь альтернативное, какую-нибудь мобильную историю. Давай таймлайн сделаем». В ответ я закатил глаза, мы проспорили час и всё же решили сделать. Ни в одном приложении клиники такого не было, но всё хорошо укладывалось.

Мы потратили час-полтора на обсуждение, и за вечер я нарисовал прототип. Получилось здорово, но проект мы не взяли. Здорово, потому что мы попробовали, и это был новый опыт на пресейле. Мы показали, что умеем мыслить нестандартно, продемонстрировали, на что способны. Этот кейс наши менеджеры показывают на других продажах, и он работает, клиентам нравится такой подход.
Вывод по пресейлу
Пресейл не требует много времени. Эти задачи отнимают до 20 часов. Не стоит вписываться в сточасовую работу, потому что это риск. Вы должны быть уверены, что проект интересный, и вам есть, что показать. На пресейле мы много общаемся с заказчиком, и он видит в этом ценность, потому что это бесплатно.
Как готовиться к тендеру

Я говорю не о государственных тендерах с документами на участие и чётко прописанной процедурой, а только о коммерческих, где всё более гибко. Для нас тендеры и пресейл — похожи, но есть несколько отличий. Я выделил три ключевых: объём, регламент и опыт.
1. Объём
Если пресейл — до 20 часов, то тендеры — другая история. Даже если это звучит как приложение в два-три экрана, чаще всего за этим кроется что-то более грандиозное. Здесь можно потратить 30-40 часов и даже больше в зависимости от проекта.
Наш первый тендер мы проиграли. Было пять-шесть команд. Нужно было сделать несколько ключевых экранов приложения для «Туту.ру Авиа». Для нас это был новый опыт. Мы попробовали, и у нас получилось неплохо для первого раза.
Спустя год «Туту.ру» объявили новый тендер на дизайн приложения ЖД, снова позвали нас, и мы победили. Как это происходило? Нужно было сделать несколько ключевых экранов. В этот раз мы бросили все силы. Суммарно потратили около 40 часов, может даже больше.
Начали с прототипа двух экранов и вышли за рамки, проработали разные состояния и предложили кучу вариантов выдачи. Мы с головой закопались в проект и показали решения. Так мы взяли себе известного клиента и интересный проект с хорошей загрузкой, который отразился на бюджете компании.

2. Регламент
На пресейле обычно нет никакого регламента. Вы просто договариваетесь. Присутствует человеческий фактор — как договорились, так и получится. В тендере иначе. Здесь есть чёткие сроки, есть другие участники. Иногда вы их знаете, иногда нет.
Важный момент: минимум взаимодействия с клиентом. Бывает, что вы вообще не общаетесь, но есть условия и ТЗ. Возможно, есть третье лицо, которое не имеет никакого отношения к проекту. И бывает, что у вас есть одна-две стыковочные встречи, где нужно всё узнать по-максимуму.
Мы участвовали в оплачиваемом тендере «Совкомбанка». Созвонились с клиентом, каждый высказался, все покивали головой. Скайп-колл закончился, и мы с продажником переглянулись. Единственное, что мы тогда поняли, это то, что нужен дизайн-концепт, а дизайнер должен быть, внимание — «артист»! Артисты из нас так себе, но в тендере мы победили и теперь знаем, что всегда нужно заранее готовить вопросы.
3. Опыт
При участии в тендере, вы можете взяться за что-то новое, чего раньше не делали. Если на пресейле вы всё время общаетесь с клиентом, и отсутствие опыта в его сфере негативно сказывается на отношении к вам, то в тендере есть шанс выехать из этой колеи и предложить своё решение для нового рынка.
Снова пример «Совкомбанка». Условия тендера были такие: сделать любые пять экранов мобильного банка. Участвовало пять студий. У нас до этого в портфолио не было банковских приложений. А я давно мечтал сделать что-нибудь для банка и загорелся проектом.
Потратил много времени, сделал исследование и небольшой прототип. Затем мы сделали дизайн-концепт и выиграли. Мы невольно изучили банковскую сферу, сделали анализ, сравнили топовые приложения и самоутвердились.