Прошлое, настоящее и будущее Connected Cars

Сергей Денисюк
CEO MobileUp

Эволюция подключённого транспорта: от повозок до того, что будет через 100 лет.
Аналитики компании BI Intelligence прогнозируют, что к 2020 году 75% всего транспорта в мире будет подключено к интернету.

Подключенный транспорт (connected cars) предполагает, что в транспортное средство внедрено устройство с доступом в интернету. Это позволяет собирать информацию, анализировать её, передавать на другие устройства и удалённо управлять.

Если взглянуть на историю развития транспортных средств, то переход к подключенным системам кажется вполне логичным и предсказуемым. Давайте посмотрим, что было раньше, к чему нас это привело и что ждёт в будущем.
Прошлое подключенного транспорта
Первая версия подключенного транспорта появилась давным давно. Началось всё с повозок, которые подключались к живой движущей силе. Подобные системы обладали интеллектом и умели взаимодействовать с окружающей средой: останавливаться перед препятствиями или разъезжаться друг с другом даже без управления человеком.
В первой половине XIX века системы усовершенствовались. Стали более сложными, многоместными. После распространения железнодорожного транспорта в городах построили конно-железные дороги и начали использоваться «конки» — многоэтажные вагоны, движимые лошадьми по рельсам. Это ограничило использование присущего лошадям интеллекта. Но это был лишь первый шаг. Позже появились первые трамваи, а затем и автомобили.
В 1885 году изобрели автомобили с бензиновыми двигателями. Появилось конвейерное производство, и в обществе укоренилась идея о том, что у каждого должен быть свой автомобиль. Так началась эпоха «отключенного транспорта», когда каждый сидит в своей машине, управляет ей и взаимодействует с окружающим миром только с помощью поворотников, гудка и иногда жестов.
Апофеозом стало резкое увеличение количества транспорта. В 2010 году число автомобилей, зарегистрированных в масштабах всего мира, перевалило за миллиард. Это привело к тому, что зачастую не пользоваться личным автомобилем стало проще, чем пользоваться.
Настоящее подключенного транспорта
Сейчас наступила эра интернета вещей. С развитием связи и мобильного интернета поднялась волна всевозможного подключенного транспорта. Начиная от дронов, умных самокатов и велосипедов, заканчивая самолётами, поездами, грузовиками, кораблями и даже управляемыми с iPad вертолётами.
Подключенным может быть любой транспорт. Например, не самое часто встречаемое в нашей жизни транспортное средство — погрузчики. Есть российский стартап «Техновизор», который позволяет оборудовать их несколькими датчиками и смотреть, как они работают. Мониторить работу и передвижение. Привязывать это к идентифицированному водителю и наблюдать, что один водитель работает хорошо и хорошо загружает технику, а второй работает мало и много курит. Можно принять меры и сэкономить существенные средства в пересчёте на год и несколько сотен подобных погрузчиков.
Подключенный транспорт — это также «умные» поезда. Например, Сапсан. Встроенная система диагностики на поезде обеспечивает во время его движения оценку инфраструктуры по 76 параметрам. А умные алгоритмы автоведения поезда позволят экономить до 15% энергии (11 гВатт/год) на одной линии. Плюс для пассажиров это точность следования расписанию и комфорт.
Умными могут быть и велосипеды, причём не только те, которые продают любителям гаджетов за большие деньги, но и обычные прокатные. Мы разрабатывали мобильное приложение для петербургского городского велопроката «Велогород». Система «Велогорода» позволяет взять велосипед в аренду с помощью телефона. Таким образом, смартфон выступает в качестве «ключа» от велостанции. Не нужно использовать никаких карт или пин-кодов. Идентификация пользователя и оплата происходят через мобильное приложение.
В некоторых городах прокатные велосипеды оборудуются датчиками GPS. Система знает все маршруты. Это позволяет решить важную задачу: поиск велосипедов при невозврате, доля которых может доходить до 10% за сезон. Это не означает, что люди постоянно воруют. Часто их просто пристёгивают в неправильном месте и забывают или оставляют в подъезде на ночь, а система позволяет их возвращать. Также можно анализировать маршруты и планировать развитие сети.

Каршеринги — ещё одна форма проявления подключенного транспорта. Система каршеринга предполагает поминутную оплату использования автомобиля, то есть сумма зависит от того, какой период времени машина находился в аренде и сколько километров она проехала. Например, сервис «Делимобиль» построен на IoT-платформе Rightech. А в автомобили внедрён комплект подключенных к сети датчиков. Сервис позволяет через мобильное приложение видеть на карте свободные автомобили и получать к ним доступ. Также в режиме постоянного мониторинга находятся технические параметры автомобиля.
Пример того, как можно оптимизировать автомобили демонстрирует Uber. Сначала создатели работали над тем, чтобы каждый водитель имел большое количество заказов и не простаивал. Следующий шаг — сделать так, чтобы автомобиль вёз не одного человека, а несколько. Обладая большим объёмом данных по перемещениям, картами заказов и построенными маршрутами, они понимают, как компоновать пассажиров. При развитии таких систем и каршерингов это поможет существенно снижать нагрузку на дорожную инфраструктуру.
Умное страхование, или телематика — этот сегмент рынка стал одним из трендов в страховом бизнесе за последние несколько лет. По оценке компании Meta System, в 2016 году страховые компании РФ направили около 300 млн рублей на развитие КАСКО с телематическим устройством.

Телематика позволяет клиентам компании оценивать качество вождения и получать скидку на КАСКО. Мы участвовали в разработке Tinkoff DriveMatic для «Тинькофф страхование». В приложении собираются данные с автомобиля о резких торможениях, ускорениях, превышении скорости и других параметрах. Производится скоринг клиента: чем аккуратнее ездишь, тем более выгодная страховка.
Одним из наиболее перспективных направлений рынка Connected Cars является автономное вождение.
Компании всего мира активно инвестируют в разработку беспилотных автомобилей. В прошлом году Apple публично признала о своих планах разработать беспилотный автомобиль. К тестированию беспилотников давно приступила компания Google. О своих планах на внедрение линейки беспилотных автомобилей открыто заявляют главы Audi, BMW, Ford, Volkswagen, General Motors и Tesla.

Однако повсеместное внедрение беспилотного транспорта на дорогах сдерживаетсязаконодательством. Мы видим это на примере компании «Матрёшка», которая не может запустить уже готовые и протестированные автобусы в этом году из-за отсутствия закона о беспилотном транспорте.
Потенциал развития подключенного транспорта
За развитием подключенного транспорта лежат мощные экономические основания. Они связаны с тем, что наш транспорт недостаточно эффективен и его можно оптимизировать.
Потенциал развития подключенного транспорта

  • Экономия на эксплуатации.
«Умные» режимы работы в зависимости от дорожных условий позволят экономить на топливе (электричестве) и оптимально расходовать ресурсы. Беспилотный транспорт позволит радикально снизить расходы на эксплуатацию. Например, в Норвегии разработали первое полностью автономное грузовое судно, которое приводится в действие исключительно электродвигателями и не требует присутствия команды на борту. Его собираются спустить на воду уже во второй половине следующего года. Любопытна экономическая составляющая проекта: хотя само судно в три раза дороже традиционного аналога с тем же водоизмещением, ожидается, что эксплуатационные расходы уменьшатся на 90% — и именно это сделает проект прибыльным.

  • Экономия на обслуживании.
Своевременное выявление проблем при удалённом мониторинге — это то, что уже экономит большие деньги в разных отраслях. Например, американская компания GE Aviation производит авиадвигатели, на которых установлены сенсоры, позволяющие удалённо получать данные об эксплуатации и на их основе выявлять оптимальные алгоритмы обслуживания самолётов. Это позволило в семь раз сократить затраты на обслуживание.

  • Эффективность использования.
Автомобили большую часть времени просто стоят припаркованные, на них никто не ездит. В идеальном будущем взаимосвязанная система транспортного движения сможет обеспечить 100% загрузку. Меньше будет пробок и проблем с парковкой.

Принципиально новые сервисы и возможности для пользователей. Каждый день на Kickstarter появляются десятки новых стартапов. И высокий интерес к теме подключенного транспорта стимулирует бизнес искать новые возможности в этой сфере.

Будущее подключенного транспорта
В некотором смысле подключенный транспорт развивается послойно, аналогично интернету: от «железа» и инфраструктуры, связи и пользовательских устройств до операционных систем и платформ. Поверх этого строятся сервисы, приложения для конечных пользователей и аналитика данных.
В интернете путь до сегодняшнего расцвета сервисов занял порядка 20 лет. И похожий горизонт может ожидать подключенный транспорт. Сейчас мы только подходим к переходу между вторым и третьим слоем.

Очень много усилий сосредоточено на вопросах продуктивности: передачи данных и построении платформ, которые эти данные могут собирать. Но совсем немного мы видим сервисов и приложений, ориентированных на конечных пользователей, для которых это всё делается.

J'son & Partners Consulting выделяют несколько основных сдерживающих факторов развития подключенного транспорта:

  • ожидания высокоспециализированных сервисов по низким ценам;
  • длительные сроки развёртывания;
  • фрагментированность рынка;
  • проблемы информационной безопасности;
  • недостаточная осведомлённость о наличии функционала connected cars;
  • неготовность нормативно-правовой базы.
Бо́льшая часть нерешённых вопросов кроется именно в законодательстве и регулировании. Интернет был более свободен в своём развитии. Но зачатки технологий уже есть, просто их нужно развить.

Подключенный транспорт только начинает появляться. И кейсов, заметных каждому, не так уж много. Но через 100 лет сегодняшние достижения техники вроде автомобилей Tesla, которые позволяют обновлять прошивку на ходу, нашим внукам будут казаться такими же анахронизмами, какими мы сейчас видим старые автобусы и трамваи.

Как сказал писатель-фантаст Уильям Гибсон:
«Будущее уже наступило. Просто оно ещё неравномерно распределено».
Оригинал статьи опубликован на Cossa.ru
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Один раз в месяц мы присылаем статьи на почту